Фото: сайт Банка России
Инфляция в России вышла из-под контроля не по монетарным причинам. Виной всему классическое превышение спроса над предложением. Зарплаты (и выплаты воюющим гражданам) растут, предложение уменьшается. Рост ставки еще уменьшит предложение от среднего и малого бизнеса в перспективе. Российская экономика сейчас как перегретый паровой котел, и не ставкой ЦБ стравливать пар, совсем не ставкой.
Вчера Банк России поднял ключевую ставку с 15% до 16% и дал понять, что о снижении ее в следующем году даже думать нечего. «Текущее инфляционное давление остается высоким. По итогам 2023 года годовая инфляция ожидается вблизи верхней границы прогнозного диапазона 7,0–7,5%. При этом рост ВВП в 2023 году, по оценке Банка России, сложится выше октябрьского прогноза и превысит 3%. Это означает, что отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста во втором полугодии 2023 года оказалось более значительным, чем Банк России оценивал в октябре», — говорится в сообщении регулятора.
При этом глава российского ЦБ Эльвира Набиуллина на своей пресс-конференции объяснила, что на сегодняшнюю инфляцию все меньше влияет ослабление рубля и все больше — растущий потребительский спрос. Сильный спрос, в свою очередь, подпитывается высокими инфляционными ожиданиями бизнеса и граждан. «Например, рост цен на услуги, за исключением ЖКХ, за последние три месяца в пересчете на год превысил 14%», — пояснила она.
Откуда взялся высокий спрос? Выплаты, уверенно говорят эксперты: выплаты тем, кто воюет, кто ранен или погиб (выплаты семьям), выплаты социальные, прежде всего, материнского капитала, льготная ипотека, которая, по сути, те же выплаты значительной части процентов за заемщиков. Все так, и про опасность льготной ипотеки Набиуллина опять говорила, но не очень понятно, почему при этом дефициты возникают в самых дешевых потребительских товарах — например, яйцах. В теории, когда низкодоходные слои внезапно получают большие деньги, основная их часть уходит на престижное потребление. Если эти выплаты массовые, предложение не поспевает за спросом — и возникает дефицит.
То есть, в дефиците должны были оказаться плазменные телевизоры или хотя бы более дорогие источники белковой пищи — говядина и свинина. А проблемы начались с дешевыми курицей и яйцами.
Немного понятнее становится, если вспомнить данные самого ЦБ, что за первое полугодие 2023 года число граждан с банковскими кредитами выросло на 2 млн, достигнув 47 млн человек, из них 11,2 млн имеют три и более кредита. Прямо говоря, находятся в долговой кабале. А если вспомнить разговоры с теми, кто шел контрактником годом ранее, то практически все говорили о надежде выплатить за счет полученных денег долги.