
Ригоберта Менчу (2014)
Carlos Rodriguez/ANDES - RIGOBERTA MENCHU PREMIO ODENBRECHT, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org
«Пытаясь подавить любое недовольство, диктатуры совершали ужасные преступления, — рассказывала Ригоберта Менчу о судьбе родной Гватемалы, когда выступала с лекцией по случаю вручения ей Нобелевской премии мира в 1992 году. — Они сравнивали с землей целые деревни, уничтожали тысячи крестьян и в особенности индейцев, сотни членов профсоюзов и студентов, интеллектуалов и политиков, священников и монахинь. Систематические преследования под предлогом защиты национальной безопасности привели к тому, что миллиону крестьян против своей воли пришлось переселиться. Около 100 тысяч стали беженцами в других странах. Сейчас в Гватемале почти 100 тысяч сирот и больше 40 тысяч вдов. Именно в Гватемале госструктуры впервые применили практику "исчезновения" неугодных политиков».
Все, о чем сказала в 1992 году Ригоберта Менчу, было правдой. Противостояние левых повстанцев и военных во власти началось в самой густонаселенной республике Центральной Америки еще в конце 1950-х после очередного переворота и свержения демократического правительства реформатора Хакобо Арбенса. С тех пор гражданская война стихала и разгоралась вновь, но не прекращалась более 35 лет. Она продолжалась в тот момент, когда Менчу выступала с нобелевской лекцией и закончилась лишь в 1996 году.
До этого момента сменявшие друг друга военные неустанно создавали хунты и персоналистские диктатуры, преследовали оппозицию, ужесточали цензуру и тушили те тусклые костерки демократических институтов, которые не удалось потушить их предшественникам. По большей части все они не только наращивали личную власть, но и отстаивали чужие интересы — местной элиты, американских компаний-экспортеров фруктов и кофе, а также радикально настроенных элементов в правительстве США. Последние в обмен на финансовую поддержку, покровительство на внешней арене и подготовку военных кадров требовали от гватемальских диктаторов усиленно искоренять любые признаки «красной угрозы».
К последней, по версии властей, часто относились не только те, кто придерживался философских и политических взглядов в духе марксизма-ленинизма, но и вообще все, кто не соглашался с милитаристскими и националистическими установками. Однако наиболее уязвимыми слоями в период гражданской войны в Гватемале стали даже не левые интеллектуалы и не сторонники демократии, а коренные народы, составлявшие немногим меньше половины от всего населения.
Не важно, имели ли заявленные факты место в действительности, важно соответствуют ли они нашим целям добра. Я-то по наивности думал, что Мединский уникален, а, оказывается, такой подход практически мейнстрим в истории
По собственно, теме: Майя не менее жестоко расправлялись с другими индейскими племенами, когда 1500 лет назад завоёвывали Юкатан и близлежащие земли. А основным источником животного протеина для них была человечина. Причём охотились и на жителей соседних деревень. Другие племена были просто оттеснены в непроходимые джунгли, где и сейчас живут в каменном веке (и мало кому инересны, что удивительно - туда добраться всё же проще, чем в Новую Гвинею).
А охота на майя (со сжиганием деревень, расстрелом крестьян ... счёт жертв на сотни если не на тысячи) идёт и сейчас. И диктатура тут не при чём - она идёт на юге совершенно демократичной Мексики. Полиция!!!! (а не эскадроны смерти) так расчищает землю для плантаторов. Тоже всем плевать, как в своё время на Тутси.
Странно, что как бэбиситтеры во всём мире популярны филиппинки. По-моему нет сервисного персонала лучше майя. Они очень добрые и искренне рады услужить. И неприхотливы. Те, кому посчастливилось найти работу в резортах живут в гамаках на берегу, хотя им предоставляют койкоместа в общежитиях.
Есть такое выражение - "врёт как очевидец". Смысл его не в том, что очевидцы намеренно врут, а что в нашем (тем более детском) сознании многие факты могут непроизвольно искажаться. Что уж говорить о детских воспоминаниях, когда даже в 4-х Евангелиях имеются противоречия - и это как раз свидетельство подлинности описанных событий. А Госпелы писали гении. Хотя даже если и намеренно было накручено - это было вполне оправданно для большего эффекта. Хотя намеренное враньё - это смертный грех. Конечно, если просто расстреляли - это одно, а облили бензином и сожгли - это другое. Именно так расправлялись на Юге США с непокорными рабами.
Спасибо, очень интересно. Лишний раз поразвился огромности нашего мира и событий в нем. До которых , нам , в общем то, сильно далеко, даже в эпоху быстрой информации.
Очень поучительная история. Границы между описанием фактов, литературой и пропагандой очень зыбкие, но именно поэтому о них надо постоянно помнить. И уж конечно не рассуждать в парадигме "не было отдельного факта, значит не было явления". Судя по тексту, Столл максимально старался сохранить научный подход к теме, в отличие от его критиков.