Фото:  NeONBRAND / Unsplash.com

Фото: NeONBRAND / Unsplash.com

Недавно по поручению супруги я искал в московском продовольственном магазине кокосовое молоко. В одной руке небольшая, но недовольная собака, в другой – тележка с продуктами и ребенком, изо всех сил старающимся из нее вывалиться. Где искать – непонятно, заветной жестянки нет ни в отделе с консервами, ни в уголке азиатской кухни. Наконец она была обнаружена на полке с молоком. Странное расположение, как мне показалось – к традиционному коровьему или козьему молоку смесь переработанной мякоти кокоса и воды имеет довольно далекое отношение. Рядом с ней на полке примостилось еще несколько видов растительного «молока» – из соевых бобов, овса и миндаля.

Такая ситуация не всем нравится и в ближайшее время начнет меняться – растительные и животные продукты разведут по разным полкам, потребителю в обязательном порядке начнут сообщать о наличии растительных жиров в продуктах, а на этикетках молочных продуктов появятся пугающие определения, вроде такого: «молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира». Проект постановления о разделении молочных и растительных продуктов разработан Минпромторгом в июле. Тогда же вступили в силу новые правила маркировки молочных продуктов (у производителей есть полгода, чтобы все поменять).

«Потребителя долго вводили в заблуждение, подсовывая ему растительные жиры вместо молочных. Сейчас он поймет, что к чему, и спрос на настоящее молоко вырастет», – примерно так полагают животноводы. Однако в реальности их надежды могут совсем не оправдаться – в мире, в первую очередь развитом, растет скепсис по отношению к традиционным животным продуктам. В группе риска не только молоко, но и мясо и птица.

В среднесрочной перспективе растительные продукты могут потеснить животные на полках магазинов. Это, как полагают многие вегетарианцы и веганы, сделает Землю более чистым и приятным местом для жизни. Это же может помочь человечеству впервые за свою историю перестать беспокоиться о своем пропитании в глобальном масштабе.