Баскетбольная школа во Флориде. Фото:  Issac Baldizon / NBAE / Getty Images

Баскетбольная школа во Флориде. Фото: Issac Baldizon / NBAE / Getty Images

Компании и госучреждения формализуют процессы и вводят KPI в расчете дать количественную оценку работе сотрудников. Но реальность не всегда помещается в это прокрустово ложе, уверен Джерри Мюллер, автор книги «Тирания показателей. Как одержимость цифрами угрожает образованию, здравоохранению, бизнесу и власти» (выходит в издательстве «Альпина Паблишер»). Мюллер пишет об искажениях и разочаровании. В частности, этим, считает он, увенчались многолетние попытки повысить успеваемость учеников в американских школах.

Поиск результатов, поддающихся количественной оценке, – важный элемент госполитики в сфере американского среднего образования. По словам историка образования (а в прошлом сотрудника Министерства образования США) Дианы Равич, власти пришли к согласию о том, что нужны измеряемые результаты и следует видеть, какую отдачу приносят бюджетные средства, вложенные в образование. В госсекторе образцом применения количественных показателей стал закон «Ни одного отстающего ребенка», принятый при президенте Джордже Буше-младшем в 2001 году.

Этот документ, получивший поддержку обеих партий, официально называется «Закон об устранении разрыва в уровне образования с помощью учета, гибкости и свободы выбора с тем, чтобы не было ни одного отстающего ребенка». Он родился в результате десятилетней лоббистской кампании. Ее вела чрезвычайно разнородная коалиция бизнесменов, обеспокоенных качеством рабочей силы, правозащитников, которых волновала разница в успеваемости учеников из разных этнических групп, и реформаторов, видевших недостатки школьного образования и требовавших введения национальных стандартов, тестов и оценок. Считалось, что новый закон устранит пробел в контроле и учете работы учителей и директоров школ, а также создаст стимулы для улучшения результатов школьного образования, если успехи учителей, учащихся и школ будут соответствовать «целевым показателям результативности».

Закон требовал, чтобы штаты проводили тестирование знаний учащихся 3–8-х классов по математике, чтению и естествознанию. Предполагалось, что он выведет всех учащихся на уровень «академической успеваемости» к 2014 году.