Часто, когда говорят о современном строительстве в Москве, приводят в пример Белую площадь – комплекс элитных офисных зданий возле метро Белорусская. Вот вроде бы огромные суперсовременные офисные здания, а смотрятся очень уместными и не раздражающими, а внутри квартала там уютно и по-человечески. Вот такое нежданное европейское чудо в центре Москвы. Ходят даже легенды, что застройщик – компания AIG / Lincoln, строившая это здание под западных заказчиков Deloitte, McKinsey и PricewaterhouseCoopers, потребовала от московских властей, чтобы к проекту не приближался никто из московских архитекторов. Чтобы никакого русского духа и рядом не было.
Так или иначе, но нанятые застройщиком архитекторы решили взять за отправную точку для выстраивания этого суперсовременного европейского пространства строгую белую старообрядческую церковь с шатровой колокольней – Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы. Именно под нее и был назван проект Белая площадь (White Square).
Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы
Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы был построен в 1915 году – и для своего времени выглядел тоже очень по-европейски: жесткий и лаконичный, с явной ориентацией на древнюю русскую Европу, то есть на архитектуру Пскова и Новгорода. Все это воспринималось тогда как сверхмодный европеизм. В это же время рядом на Миусской площади по эскизам Васнецова и проекту Померанцева (один самых ярких архитекторов поздней псевдо-русской эклектики) строился огромный Александро-Невский собор с 20 куполами разных размеров. Вот это было по-русски, а строгий стиль Никольского храма казался Европой.
Автор первоначального проекта – один из главных московских архитекторов модерна – Иван Кондратенко, к тому времени отказался от рельефной кладки и прочих «выразительных элементов» русского стиля. Теперь идеи русскости он передавал через лаконичность и строгость.
Впрочем, проект Кондратенко, сделанный еще в 1908 году (до Покровского собора Марфо-Мариинской обители), так и не был реализован. Строили церковь в 1914 году под руководством другого архитектора – Антона Гуржиенко, который сохранил все основные идеи Кондратенко и даже развил их, сделав внутреннее пространство храма бесстолпным.
Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы был не первым шедевром русского старообрядческого модерна. Из-за проблем с реализацией проекта он скорее завершал эту удивительную эпоху.