Василий Верещагин, "Апофеоз войны", 1871.

Василий Верещагин, "Апофеоз войны", 1871.

Какая война была самой кровопролитной в истории? Нет, вовсе не Вторая мировая, говорит Стивен Пинкер, автор книги «Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше» (выходит в ноябре в издательстве Альпина нон-фикшн). Считать смертоносность того или иного конфликта в абсолютных цифрах потерь не совсем правильно: эти цифры лучше сопоставить с численностью населения Земли в соответствующую эпоху.

Например, в ходе гражданской войны в Китае в VII веке погибло 36 миллионов человек – одна шестая глобального населения того времени. Шестая часть населения Земли сегодня – это примерно 1,3 миллиарда человек; конфликт с таким числом жертв в наши дни и в самом деле трудно вообразить (хотя чисто теоретически он возможен).

Стивен Пинкер – гарвардский нейропсихолог, эволюционный лингвист и философ науки. Книга «Лучшее в нас» (по-английски она вышла в 2011 году) – это, по сути, мировая история насилия. По мысли автора, уровень насилия в ходе истории неуклонно снижался и никогда за последние пять тысяч лет насилия в мире не было так мало, как сейчас.

Эту концепцию автор подробно доказывает на протяжении 900-страничной книги с привлечением множества исторических примеров, используя графики, таблицы и другие инструменты наглядной статистики. И хотя может показаться, что идею о снижении насилия легко опровергают факты – достаточно почитать очередной выпуск новостей, – на самом деле всё сложнее, говорит Пинкер: искаженное представление о реальном положении дел создается у нас из-за определенного рода предвзятости – своего рода исторической близорукости. Иными словами, нам легче осознать события, наиболее близкие к нам по времени. И ужаснуться им.

С любезного разрешения издательства публикуем с некоторыми сокращениями фрагмент главы «Действительно ли ХХ столетие было самым ужасным?» Кажется, отрывок дает достаточно хорошее общее представление о логике и аргументах автора книги.