Идеальную экранизацию «Дюны» Фрэнка Герберта сделал в середине 1970-х чилийский визионер, сюрреалист и мистик Алехандро Ходоровски. Не только в том смысле, что из нее вышла как минимум половина современной фантастики, но и потому, что этот гениально придуманный фильм не был снят. Превзойти его невозможно.
Легенда всегда побеждает реальность, и «Дюна» Дэвида Линча (1984), ставшая главной неудачей в его карьере, тоже сияла бы в веках, когда бы не дошла до экрана.
Дени Вильнев рискнул повторить этот путь и как будто снял с «Дюны» проклятие, сделав нормальный блокбастер с хорошим коммерческим потенциалом, почтительный к культовой книге и обладающий при этом совершенно самостоятельной красотой арт-объекта.
* * *
Однажды у Вильнева так уже получилось. В «Бегущем по лезвию 2049» (2017) он очень бережно отнесся к эстетике оригинала, но замедлил его и без того неспешный темп еще раза в два, растянув хронометраж до трех часов. Первый час я смотрел на экран с отвисшей челюстью и думал о двух вещах: 1) как Вильневу это позволили и 2) эта роскошь не окупится никогда. А потом просто залип. И только слегка удивлялся, когда кто-то начинал говорить, стрелять или бить кого-то ногами. Экшн-сцен на весь фильм там было примерно столько же, сколько в среднестатистическом современном кинокомиксе показывают за 15 минут. В «Дюне» их чуть побольше, и чувствуется, что режиссера они слегка тяготят. Он любит делать кино медленным и очень красивым. И хотя роскошь «Бегущего» окупилась с натяжкой, ему опять дали на это карт-бланш.