Антрополог Наполеон Шаньон. Фото: chagnonfh.com

Антрополог Наполеон Шаньон. Фото: chagnonfh.com

«Убивал амазонских индейцев, чтобы проверить расовую теорию» — так звучало стандартное обвинение в адрес антрополога Наполеона Шаньона в начале 2000-х. Американец из Мичиганского университета занимался исследованиями племени яномамо на севере Бразилии и юге Венесуэлы с 1964 по 1995 год. За этот период он посетил затерянный в джунглях народ 25 раз. Экспедиции получались долгими и насыщенными — ученого не смущало полное отсутствие цивилизации и множество смертельных опасностей. Вышедшая в 1968-м монография «Яномамо. Яростный народ» разошлась тиражом в почти миллион экземпляров и неоднократно переиздавалась.

К середине 1980-х Шаньон превратился в Индиану Джонса от антропологии. Он даже носил шляпу, напоминавшую федору легендарного персонажа, а на лекциях и в интервью завораживал слушателей воспоминаниями о захватывающих приключениях: оказывался в воде на расстоянии нескольких метров от огромной анаконды, сталкивался с ягуаром (последнего смутила лишь попавшаяся на пути москитная сетка). Крысы прогрызали его мешки с запасами и палатки, а огромные волосатые пауки внушали аудитории ужас и отвращение. Однако самыми страшными — и самыми интересными — героями неизменно оказывались люди.

Описание первой встречи с яномами в бестселлере Шаньона, как и образ автора, переносило читателей в приключенческие фильмы об экзотических регионах:

Я посмотрел наверх и задержал дыхание, потому что увидел дюжину крепких, обнаженных, потных, отвратительных мужчин, выглядывавших из-за нацеленных прямо на нас стрел. Огромные куски зеленого табака между нижним рядом зубов и губой придавали им еще более злобный вид. Стекавшая из их ноздрей темно-зеленая слизь, достигала груди или свисала с подбородка.

Позже Шаньон узнал, что выделения из носа — побочный эффект галлюциногенного растения, которое индейцы употребляли для расслабления в моменты крайнего напряжения. Он застал их именно в такой ситуации — вскоре после жестокой стычки между местными и выходцами из соседней деревни. Столкновение произошло из-за похищения семерых женщин, из которых пятерых удалось вернуть. Встретившиеся ученому яномамо были настроены чрезвычайно агрессивно, поскольку ожидали возвращения противников в любой момент.

Исследование Шаньона могло закончиться, не начавшись, но, на счастье американца, его проводником оказался знакомый индейцам миссионер Джеймс Баркер. Тот успокоил туземцев и познакомил их с чужаком. Так началась история отношений амбициозного антрополога с загадочными дикарями, которую одни считают одним из величайших научных сюжетов XXI века, а другие — антигуманным экспериментом. Спустя 36 лет после встречи с яномами многие коллеги отвернулись от Наполеона Шаньона за нарушение этики, подтасовку результатов, сознательное разжигание розни и распространение смертельных заболеваний среди представителей уникальной культуры.