Участие Ксении Собчак в президентских выборах этой весной – понятно, что так или иначе это был «проект Кремля», но на уровне даже самых общих подробностей никакой ясности нет и вряд ли будет в том числе потому, что – ну какая в конце концов теперь разница, кто придумал отправить Собчак на выборы и зачем это было нужно. Это уже неважно, неинтересно, не имеет значения. Но прошлой осенью, когда предвыборная кампания только начиналась, и когда пошли слухи о выдвижении Собчак, журналисты «Би-би-си» выяснили, что она встречалась с Владимиром Путиным, и на этом основании можно было предполагать, что именно на той встрече Собчак получила от человека, ради которого эти выборы, в общем, и устраивались, согласие на то, чтобы среди кандидатов была и она. Официальная версия встречи, которую на правах вдовы Анатолия Собчака и матери Ксении изложила прессе Людмила Нарусова, заключалась в том, что Собчак пришла к Путину (или, точнее, Путин принял Собчак) для интервью о Собчаке-отце в рамках большого документального фильма о нем. Кажется, это было первое упоминание о фильме в прессе, и, поскольку выглядело все так, что Ксения Собчак скрывает свои реальные отношения с Кремлем, версия о фильме выглядела как неуклюжая маскировка – может, и нет вообще никакого фильма, а если и есть, то тем хуже – будучи показанным накануне выборов, такое кино неизбежно превратится в большой рекламный предвыборный ролик Ксении Собчак, а участие в этом ролике самого Путина доведет до абсурда всю историю «кандидата против всех» и ничего, кроме насмешек, не вызовет.
Сейчас кажется, что предвыборный контекст действительно мог повредить фильму и, возможно, именно он отсрочил его премьеру. Первый трейлер появился только что, фильм называется «Дело Собчака», рассказчица – Ксения Собчак, режиссер – Вера Кричевская, самого фильма, кажется, еще никто не видел (мои впечатления о картине основаны на наблюдениях за ее монтажом), но когда увидят, фильм гарантированно станет событием, так или иначе выходящим за пределы нишевых новостей документального кино. Понятно, что такой эффект обеспечивается максимально просто: в фильме участвует Владимир Путин, то есть это кино – факт и его биографии тоже, а биография (да и фильмография) Путина в любом случае привлекает больше внимания, чем любой фильм.
И вот буквально сразу, на слове «Путин», нельзя не споткнуться о двусмысленность Анатолия Собчака как исторической фигуры. Даже если считать его самым ярким депутатом Межрегиональной группы (что неправда хотя бы в том смысле, что не нужно обижать как минимум Сахарова) – кому сейчас может быть интересна Межрегиональная группа? Первый свободно избранный мэр Петербурга? Строчка в энциклопедии. Инициатор переименования Ленинграда в Петербург? Еще одна строчка. Герой громкого (и тоже – точно не самого громкого) коррупционного скандала девяностых – повод в лучшем случае для трэш-передачи на НТВ. И несмотря на это – да, Анатолия Собчака стоит считать важнейшей исторической фигурой для постсоветской России, но с той оговоркой, что историческая ценность этой фигуры жестко привязана к совсем другой фигуре одного из его заместителей, уже в новую эпоху ставшего президентом России и остающегося им до сих пор.