
Томас Гейнсборо. Разговор в парке / Wikimedia Commons
Продолжаем серию философских диалогов. Предыдущие были посвящены насилию, нациям и капитализму. В этот раз поговорим о любви.
Действующие лица:
Лиза Штерн – философ, 30 лет
Петруша Золотокобылкин – философ, ее молодой человек, 40 лет
Лиза
Петруша, нам с тобой нужно серьезно поговорить. Ты совсем не смотришь на меня, отводишь глаза. Ты отстраняешься, когда я тебя обнимаю. Ты занимаешься со мной любовью молча и называешь этот волшебный акт близости двух сердец грубыми, унизительными словами. Я серьезно подозреваю, ты меня разлюбил!
Петруша
Лиза, что ты, как ты только могла такое подумать! Ты же знаешь, что я просто малоэмоциональный человек. Я могу любить тебя, я могу покупать тебе дорогие и полезные подарки, я боюсь смерти и побаиваюсь женщин (кроме тебя) – но зачем по этому поводу стулья ломать? Разводить театральщину? Что такое так называемая эмоция, как не просто гипербола, преувеличенно возбужденное изложение мысли, которую можно было бы просто лучше объяснить?
Аристотель излагает свое учение о страстях именно в «Риторике». А я не люблю риторики, она мне кажется напыщенной. На мой взгляд, если кто-то по десять раз на дню признается в любви и по десять раз на дню расстраивается по ее же поводу, тот либо сам не испытывает достаточно любви, либо сомневается в ней. Я больше скажу, бурные излияния любовных чувств мне кажутся способом заговорить тайную ненависть. Или вполне понятный страх перед совершенно чужим человеком, которого ты случайно приобрел (человека, а не страх). Вообще, чем более отчужденным и бездушным становится современный мир, тем больше в нем эмоций. Возбужденность эмоций происходит от того, что человек опознает себя любимого в абсолютно стандартизированном мире.
Интересно половое распределение ролей в этой пьесе. Прям как говорящие фамилии у классиков. "Нет ли тут сексизма?" — спросят некоторые феминистки. Или не спросят?.. :)
.
Любовь как термин — это, конечно, большое упрощение. Попытка натолкать в одно слово параллельные и даже перпендикулярные плоскости смыслов — до полного его размытия. Вроде бы все интуитивно понимают, что это, но описать словами не могут. Так себе коммуникативный результат.
.
Из высказанных героями идей понравилась идея про любовь как стимул, начало нового импульса. Человек встречает человека и тот веером тонких штрихов своей персоны (как реальных, так и додуманных) будоражит в нем стойкое желание идти на контакт, раскрывать себя, претендовать на близость.
.
Вообще, думаю, любовь — это всегда прежде всего желание получить от объекта любви нечто особенное, эксклюзивное, как правило очень интимное (и это не обязательно секс). А уж потом на это желание навешивается все остальное (например, желание дать что-то эксклюзивное взамен). В основе, в декомпозиции чувства лежит именно это первичное желание получить. Как минимум — получить внимание к собственной персоне и какое-то особое взаимодействие. Если такого желания не имеется, то это все же будет не любовь, а просто симпатия (в английском языке описывается глаголом "to like" — в противовес "to love", когда речь идет о любви).
.
Из такого определения достаточно очевидным образом следует формула "счастливой любви": когда происходит контакт и любящий получает от возлюбленного желаемое. И, соответственно, формула "взаимной любви" (всегда "счастливой"): когда другая сторона тоже взбудоражена, тоже желает и тоже получает желаемое. Причем вовсе необязательно, чтобы обе стороны желали (и получали) то же самое и в тех же объемах. Тут уже все дело в индивидуальных особенностях и договоренностях. Чаще, наверное, бывает так, что в устойчивых союзах желают и получают как раз совсем разное, что отражается в народной максиме о притягивающихся противоположностях. А объясняется тем простым фактом, что когда люди желают одного и того же, это создает потенциальную почву для "конфликта интересов" и "перетягивания одеял", что делает союз менее устойчивым.
.
Если еще больше формализовать и абстрагировать, то получается, что любовь (как состояние отношений) — это контракт. Договор о взаимном оказании услуг (или же оферта — в случае, когда другая сторона еще не приняла сделку). Кому-то такое описание наверняка покажется слишком сухим и скучным, но это не отменяет его информативной ценности как описывающего внутренние механизмы данного явления близко к сути. Приправлять его эмоциями — хорошо, даже замечательно, но лучше все же, на мой взгляд, делать это после того, как возникнет ясность с механизмами.
Автор, называя участников этого диалога философами, оскорбляет звание философа.
Господа! Я когда-то сдал кандидатский минимум по философии.
Но такого набора слов в статье, простите, не осилил. Поэтому автору - минус.
Слово "любовь" слишком многозначно, что затуманивает его смысл. Если мужчина скажет о женщине: я любил ее, это не будет неуважением к ней. Но если скажет: я е.... ее, то это будет оскорблением. Стоит изменить глагол и меняется коннотация, хотя для многих мужчин это почти одно и то же. У Пушкина это отражено в отношениях с А.П. Керн очень ясно. То есть, телесность любви мужчины и женщины ставит преграду между физиологией и духом. В идеале говорят о слиянии в любви греховного и святого. Прожив долгую и счастливую жизнь в браке, я не знаю ответа на это противоречие.
Когда-то к 8 марта я сочинил шуточное стихотворение в подражание (литературную пародию) на Александра Галича.
Казалось, что мне в любви не везет,
Все напрасно и страсть, и пыл.
Но тут явился ко мне мой черт
И такое вдруг предложил:
- Подпиши бумагу и будешь блудить,
И девчонок водить гуртом,
А то, что придется потом платить,
Так ведь, это ж пойми – потом.
Но зато ты узнаешь, как сладок грех,
И забудешь свою седину,
И поймешь, что счастье в том, чтобы всех,
А не в том, чтобы лишь одну.
Подпиши и твоя заиграет кровь. –
Черт придвинул ко мне флакон.
И я спросил его:
- Это любовь?
- Гормоны - ответил он,
Гормоны…
Аплодисменты, Яков! Из всех ваших комментариев, которые я здесь читал, этот - лучший!
Спасибо за оценку, и за то, что читаете.
Просто ВАУ! Что за волшебство, магия какая то... Лиза и Петруша, Спасибо за статью!
Мамардашвили на вас нет :-)
Некоторые люди до того владеют стилем, что это вызывает зависть. Отличный текст.
Более того, до того владеют стилем, что для смысла остаётся лишь крохотный уголок где-то за шкафом:)