Фото: budapestcity.org / Wiki
В три часа дня 23 октября 1956 года в Будапеште, столице социалистической Венгрии, началась студенческая демонстрация, быстро собравшая около 200 тысяч человек. Митингующие требовали политических и экономических реформ, а также немедленного вывода из страны советских войск и сноса 25-метрового памятника Сталину на центральном проспекте города.
После того, как первый секретарь ЦК правящей партии выступил по радио с грубым осуждением демонстрантов, последние двинулись на штурм Дома радио, чтобы, в свою очередь, передать в эфир свои требования. Сотрудники госбезопасности, охранявшие здание, оказали сопротивление, и скоро пролилась первая кровь. Так началась венгерская революция 1956 года — самое масштабное и кровопролитное выступление против советского господства за все время существования «социалистического лагеря».
Уже в первую ночь восстания начальник Генштаба Вооруженных сил СССР маршал Соколовский приказал начать выдвижение Особого корпуса Советской армии в Будапешт «для оказания помощи в восстановлении порядка и создания условий для мирного созидательного труда». В венгерскую столицу были введены 6000 советских военнослужащих, 300 с лишним танков и БТР, больше 150 орудий, однако это лишь подлило масла в огонь восстания и привело к ожесточению сторон. Сломить сопротивление восставших удалось лишь в начале ноября, когда в Венгрию были введены свежие советские части под командованием маршала Жукова.
В приказе Жукова о начале «Операции «Вихрь»» говорилось, что цель вторжения — «оказать братскую помощь венгерскому народу в защите его социалистических завоеваний, в разгроме контрреволюции и ликвидации угрозы возрождения фашизма».
Российский историк Александр Сергевич Стыкалин, ведущий научный сотрудник Отдел истории славянских народов периода мировых войн Института славяноведения РАН, рассказывает о преемственности советской «идеологии братской помощи». Этой теме посвящена глава «Официальные мотивировки действий СССР в 1939 и 1956 годах» в книге А. С. Стыкалина «Венгерский кризис 1956 года в исторической ретроспективе» (вышла в ИД Университета Дмитрия Пожарского в 2016 году). Вот основные идеи этого текста.