Фото: Omer Messinger / ZUMAPRESS.com / Global Look Press
Непонятно. Уже непонятно, можно ли преодолеть разделение Китая на два государства, разъединенные проливом и противоборствующими режимами, без того, чтобы этот конфликт не перерос в международный. Трудно сказать, потому что военно-морской флот Си Цзиньпина все чаще приближается к тайваньским берегам, его истребители нарушают воздушное пространство острова по 40–50 раз на дню, а Компартия Китая постоянно утверждает, что в Тайване она у себя дома.
Вооруженный инцидент может случиться и выйти из-под контроля в любой момент. Нервозность в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море так велика, что Джо Байден на прошлой неделе повторил, что защита Тайваня будет «обязательством» США наравне с защитой Южной Кореи или Японии.
Белый дом немедленно уточнил, что политика США на самом деле «не изменилась». Это означает просто, что Соединенные Штаты будут продолжать предоставлять демократическому Китаю средства обороны, не становясь автоматически участником возможной войны между двумя Китаями. Но факт остается фактом: Тайвань может стать Сараево XXI века, и не стоит тешить себя надеждой, что Европейский союз сможет остаться в стороне от того, что станет глобальной битвой между диктатурой и демократией.
ЕС не может бездействовать, прислонив оружие к ноге, не больше, чем Соединенные Штаты в начале Второй мировой войны, так что весь вопрос в том, как позиционировать себя в этом кризисе, чтобы иметь возможность сдерживать его развитие.
Для этого Евросоюз должен сделать пять вещей.