Соцсети опять заполнены картинками молящихся на улицах Москвы мусульман с подписями в духе «доколе?». Два раза в год, на Ураза-байрам и Курбан-байрам, город обнаруживает, что как минимум сотни тысяч его жителей исповедуют ислам и у них есть лишь четыре мечети, способные вместить от силы 10% желающих прийти на молитву в праздник, сопоставимый по значимости с христианскими Рождеством или Пасхой. Бытовое негодование будет с энтузиазмом поддержано некоторыми СМИ и многими политиками – и вряд ли найдет хоть одного открытого оппонента. Увы, в современной России невозможно построить на платформе мультикультурализма сколь-либо успешный имидж в публичном пространстве. Господствующей темой на какое-то время станет обсуждение того, а что вообще мусульмане делают в Москве.
С исторической точки зрения это, как минимум, занятно. В 1452 году великий князь Василий Темный пожаловал татарскому хану Касиму, оказавшему ценную помощь в борьбе за московский престол, город Городец Рязанский (ныне Касимов), образовав легальный мусульманский анклав в составе Московского княжества, исторического центра современной российской государственности. Можно сказать, что мультикультурализм и мультирелигиозность легли в фундамент современной России (выгодно отличая ее от политики того времени, скажем, в Испании или Португалии) – но сейчас этот факт составляет предмет скорее дискомфорта, чем гордости.