И все-таки Владимир Путин сумел удивить. В своем 16-м по счету послании президент анонсировал политическую реформу, сравнить которую в новейшей истории особо и не с чем. В конструкции суперпрезидентской республики Россия существовала с самого рождения – еще в начале 1990-х противостояние Верховного Совета СССР и Бориса Ельцина завершилось расстрелом и разгоном парламента, а затем принятием Конституции – практически боевой, можно сказать, и зафиксировавшей именно те политические институты, именно ту систему, по которой мы пока еще доживаем последние месяцы.

Наполнение этих институтов могло быть разным, между ними в памятные еще времена бывали и конфликты, но общие принципы, разделение полномочий оставались неизменными. Президент назначал премьера, депутаты его утверждали, премьер назначал министров. Депутаты принимали законы, президент их подписывал. Дума в 1990-х могла войти в клинч с Кремлем по поводу согласования фигуры премьер-министра – но от появления «красного» правительства Конституция все же ограждала надежно.

Вопрос об изменении Конституции поднимался несколько раз. Еще в нулевых, в начале второго срока Путина, о переходе к парламентской республике уже шли разговоры, эксперты на всякий случай готовили варианты. В 2008-м, когда Владимир Путин возглавил «Единую Россию», эти разговоры возобновились. Когда понадобилось придумать, как президенту лучше всего остаться в своем статусе, первое, что приходило в голову, – парламентская республика и Путин во главе правящей партии.

Конечно же, ровно об этом вспомнили эксперты и сейчас, в 2019 году. Основываясь то ли на инсайдах, то ли на общей логике развития событий, в июле Bloomberg, в октябре «Новая газета» принялись снова взвешивать возможность трансфера полномочий из Кремля в Госдуму. Разве что никто не мог предположить, что Путин наконец сделает то, чего от него ждут и просят, но ведь и сделал он это в своей манере, никому не отдав приоритета, предложив не просто парламентскую республику, а, как обычно, суверенный парламентаризм, где не поймешь, у кого на самом деле власть.

Сам Путин на частые намеки не реагировал – даже когда спикер Госдумы Вячеслав Володин настойчиво просил у президента, чтобы Думе дали право назначать правительство. Все подобные запросы главный архитектор «вертикали власти» игнорировал, по крайней мере публично. С кем делиться-то? С либералами, которых Кремль не любил, или единороссами, которые и так сделают все, что скажут? Цель построения этой вертикали была провозглашена президентом еще в самом первом своем послании. Формально он и сейчас, через 20 лет, уверяет, что Россия «должна оставаться сильной президентской республикой», но фактически это уже лишь реверанс самому себе. Владимир Путин разламывает все, что строил все эти годы и он сам, и его предшественник. Ельцинскую Конституцию Путин не трогал внешне, но шаг за шагом превращал ее в чучело, набивая параллельной структурой принятия решений. Теперь, похоже, оказалось, что и Конституция сломана окончательно, и чучело без своего автора самостоятельно жить не может.