На фоне растущей всеобщей тревожности по поводу будущего преемника Владимира Путина на посту президента – вот и Маргарита Симоньян на днях дала свой прогноз: главред Russia Today считает, что Путин президентом не станет, а порекомендует «какого-то человека или каких-то людей, которым он доверяет», – гораздо меньше заметны тревоги по поводу будущего российского парламента.
Хотя Федеральное собрание РФ – такой же верховный орган формально равноправной ветви власти в стране; мы привыкли относиться к Госдуме – и тем более Совету Федерации, – как к институтам вспомогательно-декоративным. Но ведь такова Госдума путинской эпохи – она была совсем другой до Путина, и неизвестно, какой получится после него. Контролируемая Дума – это, с точки зрения системы, хорошо, когда всем, в том числе самой Думе, понятно, кем она контролируется и для чего. Но в том-то и дело, что пока это совершенно непонятно. Следующий созыв изберут еще при Путине, но мы не знаем, насколько следующий президент будет похож на Путина и сколько у него будет власти.
Неясна и роль самого Владимира Путина после 2021 года. В 2008–2012 годах эту неясность решили при помощи конструкции «тандема», но что, если Путин займет позицию снаружи связки «президент – премьер»? Тогда «тандем» может превратиться в «треугольник» власти, вершины которого не вполне совпадают с формальными, прописанными в Конституции. Госдума в таких условиях превратится в сильный инструмент поддержки одной из этих вершин – а может и захотеть превратить треугольник в квадрат. Не стоит забывать и о том, что парламент тогда даже не обязательно будет синонимичен «Единой России».