
В центре фото - учительница иностранных языков Нелли Новостратова. Она была казнена в 1999 году в Грозном. Ей было 42 года
Фото предоставлено Полиной Жеребцовой
Новосартова Нелли Сергеевна окончила факультет иностранных языков и работала учителем в селении Алхан-Юрт, что стоит на правом берегу мутной зеленой реки Сунжи. Сразу после вуза Нелли назначили классным руководителем. Она блестяще знала английский и немецкий. Всегда была доброй, отзывчивой, приветливой. Дети многонациональной республики очень любили ее. Нелли знала немало замечательных рецептов и нередко подкармливала учеников. Дополнительно занималась с теми, кто отставал по учебной программе.
Худенькая черноглазая Нелли походила на чеченку, а если надевала платок, то отбоя не было от джигитов, которые говорили землячке искрометные комплименты. Но она отличалась скромностью и отвергала ухаживания. После смерти родителей Нелли пятнадцать лет ухаживала за парализованной тетушкой. Жили они в Заводском районе города Грозного.
С началом 90х годов XX века социальные институты рухнули. Однако люди по инерции пытались создавать прекрасное, рисовали, пели песни, влюблялись и воспитывали детей. Люди продолжали ходить на работу, даже когда там перестали платить зарплату. Перебивались супами из нутрий и макаронами. В Первую чеченскую войну жителям столицы пришлось особенно нелегко. Бомбовые удары, пожары, голод. Тетушка нуждалась в лекарствах, и Нелли пыталась их достать. Она не жаловалась. Все успевала. Воду носила под обстрелом с качалки, белье стирала в тазу, на костре жарила лепешки.
Однажды, когда российские танки шли по ее родной улице, она бесстрашно выбежала под обстрелом, размахивая белой простыней, и прокричала высунувшимся из люка ошарашенным танкистам: «Не стреляйте, здесь мирные люди! Здесь много детей!»
И танки проехали мимо, не сделав ни единого выстрела.
Зимой 1999 года Нелли похоронила тетушку и только потом вышла замуж. Свадьба была скромной. Несколько соседей и пара друзей.
Люди устали от войны в Чечне и ждали мира. Жилье в Грозном никто не покупал, пенсии старикам и детские пособия в республике не платили с начала 90-х, и те, кто не смог уехать к дальней родне или по линии Красного Креста, выживали, подрабатывали на рынке или просили милостыню. Десятки тысяч русских продолжали жить в разных районах республики. Их предки прибыли в Чечню во времена Голодомора, когда на Кавказ шли эшелоны сирот, или приехали учиться и работать. После Первой Чеченской войны русские не чувствовали себя в безопасности, но и бежать им было некуда. Многие отказывались уезжать с родной земли, говоря, что здесь деревья, которые посадили их прадеды, заводы и фабрики, которые возвели их предки, и могилы, в которых покоятся самые близкие.
Нападения на русских земляков и оговоры набирали обороты и в какой-то момент стали массовыми. Без конца слышалось: «Вы — потомки оккупантов!», «Кругом все работники КГБ и ФСБ!», «Мы двести лет назад больше пострадали, забирая ваши дома, мы возвращаем свое!», «Во всем виноват Сталин!»…
Классическое от оккупантов "а нас-то за что!"
Какие вам "оккупанты" люди, чьи предки столетиями живут на своей родной земле?! Сажают деревья, строят заводы, преподают в школах. Что это за оправдание нацистов? Родина это место, где человек родился! Другого не существует. У человека могут быть разные предки, которые родились в разных странах, торговцы, путешественники или беженцы. Он живет у себя дома на своей родной земле!
с какой стати Ичкерия вам родная земля? нацисты - это вы, которых заселили в дома депортированных чеченцев. Плевать что вы называете родиной, вы оккупанты и нацисты. Лезете вечно со своими школа, толстоевскими и имперской культурой и смеете коренное население, пострадавшее от вашей культурки, называть нацистами.
Вы ничего не знаете о моей Чечне. Вайнахи в Грозном до депортации почти не жили. Грозный это низина, там были леса, а до этого - большая вода. Остальные байки сочиняют нацисты для оправдания геноцида над земляками. Горцы жили в горах, занимались разбоем, о чем поется в наших песнях и говорится в наших легендах! А быть нацистом это фууууу)))
То есть это правильно, что русскую учительницу зверски зарезали?
почему бы русским учительницам не убраться к себе домой и не проповедовать имперскую культуру у себя дома? все ваши русские учительницы - это инструменты колониальной политики империи.
Ну вот теперь-то все в порядке? Никаких русских учительниц, в республике полный порядок, а если кто пикнет - будет иметь дело с господином Кадыровым? Да?
Кадыров это порождение Ичкерии с ее пытками и казнями. Натренировались на сотнях тысяч нечеченцев, убивали и пытали, а потом стали это же делать своим более слабеньким, когда скушали русских земляков (нечеченцев).
теперь-то это оккупированная территория под управлением путинской марионетки
Да нет. Это ведь Путин платит дань Кадырову, а не наоборот.
А правильно, что чеченцев вывозили с их земли?
А правильно, что русские учителя едут в Украину на оккупированные территории учить украинских детей "правильному языку". (свежий пример для наглядности проблемы)
С точки зрения гуманизма: нет, не правильно.
С точки зрения развала империи, она должна была уехать на родину своих предков, а не пытаться доказывать что Чечня это Россия своим присутствием.
там не надо учить детей "правильному языку", они и так все говорят на русском.
Вывозили не только чеченцев и ингушей. Геноцид был терских казаков, например, чьи земли и станицы большевики отдали вначале XX века чеченцам... Много над кем издевалась власть. Это не имеет никакого отношения к землякам и к Родине. Каждый рожденный в Чечне у себя дома. Дело не в гуманизме, а в праве человека жить на своей родной земле. Оправдывать нацизм не советую. В случае с Чечней моих соседей, земляков, убивали и изгоняли этажами! Что значит "своим присутствием" доказывать империю?! Главная идея нацистов: евреи жили рядом с нами много веков, но арийцами так и не стали!
Да с какой стати Ичкерия ваш дом?
В рамках сталинской политики депортации этнических групп полмиллиона выселили из своих домов как изменников родины, посадили в вагоны для скота и вывезли в Казахстан и Киргизию. Полмиллиона! Треть населения региона. Это был акт геноцида. А до него советская власть препятствовала сохранению идентичности этноса, насаждала русский язык, расстреливала и ссылала религиозных деятелей и после этого вы пишете, что власть много над кем издевалась, ну и ладно, а вот бедную русскую учительницу убили, так это ужас как плохо.
Конкретно у вас, раз уж вы пишете, что родились в Чечне и это ваша родина, кто пострадал от колониальной политики и акта геноцида против чеченцев и ингушей?
Вы не советуете оправдывать нацизм, но именно оправданием и занимаетесь. Вы не евреи, не обманывайтесь. Вас никто в вагонах для скота не вывозил в степи и не уничтожал идентичность путем навязывания своей культуры и языка с помощью бедных учительниц.
В республике работали заводы и предприятия, Чечено-Ингушетию приводили в пример как одну из самых благополучных и благоустроенных республик, многие студенты в СССР хотели по распределению приехать на работу именно в Грозный.
В конце 80-х, начале 90-х годов XX века в нашу процветающую республику подтянулись те, кто там до этого не жил, но затем начал принимать активное участие в бойне. Если вы внимательно изучите биографии всех ичкерийских вождей, то вас ждет откровение: ни они, ни их дети не были жителями нашей республики до начала смуты и военных событий.
При этом своих детей они огородили от разрушительной Второй войны, услав с опасной территории: Анзор Масхадов, по его же признанию журналистке Зои Световой, жил в Малайзии, затем он поселился в Норвегии, дети Джохара Дудаева и его вдова жили в Грузии, Турции, Латвии, Швеции, и т.д.
Пропагандистам с двух сторон нужен был повод для начала Чеченской войны. Поэтому ичкерийская сторона стала использовать память о депортации, умалчивая о тех событиях, которые развернулись в хрущевскую оттепель.
Вернувшиеся из депортации вайнахи жили со всеми в мире, но уже через одно поколение нашлись те, кому по нраву оказались националистические, буквально нацистские идеи. На это и рассчитывала пропаганда. Никакого референдума об отделении с голосованием, как было в Украине, Татарстане, Узбекистане и тд, в Чечне не было!
Ни у одного из народов не спросили, хотят ли они независимости или их вполне устраивает автономная / союзная республика, у которой есть свой флаг и гимн.
Люди, которые честно работали при СССР, не хотели отделения, они надеялись получать пенсию за свой труд, поэтому у Джохара Дудаева среди чеченцев была мощная оппозиция.
Затем, после Первой войны, видя разрушения, чеченцы и русские уже более враждебно стали относиться к Москве и говорить о независимости. На деле независимость при Джохаре Дудаеве была условной, а при Аслане Масхадове, после подписания Хасавюртовских соглашений, реальной.
В Ичкерии действовал уголовный кодекс, списанный с уголовного кодекса Судана, где людей до сих пор побивают камнями!
Полина, уж Вам-то Natalia Val не надо ничего объяснять. У неё нет морального права Вас поучать.
Родина там, где человек родился. Остальное нацизм - особая форма фашизма. Все когда-то куда-то пришли, перемещались, все это в истории известно. Моя бабушка - еврейка, так что лгать дальше я Вам не советую.
Теперь о депортации.
Депортация чеченцев, ингушей, и других народов во времена Сталина — это, несомненно, преступление. Но сколько русских погибло в ГУЛАГе, Сандармохе и так далее? Исследователи до сих пор спорят. Однако пропагандисты любое историческое событие используют для нагнетания ненависти. Действительно, вайнахи пострадали при власти Сталина. Однако в хрущёвскую оттепель, когда вайнахи вернулись на родную землю, русские земляки принимали их в своих домах в Грозном, кормили, лечили, обогревали. Так произошло потому, что власти, как обычно, пообещали подготовить дома и квартиры в достаточном количестве, но не сдержали слово. Русские земляки радушно принимали вайнахов у себя.
Я говорила с несколькими семьями, чьи бабушки и дедушки приняли у себя десятки людей из Казахстана, хотя самим приходилось спать вповалку. Вайнахи — чеченцы, ингуши, — получали ссуды от государства, строили красивые дома в Грозном.
Уже с шестидесятых в центре города стояли их солидные частные дома. Строились люди и по районам. Некоторые, вернувшись из депортации, сразу уезжали в села, так как изначально они и не жили в Грозном, их депортировали из родовых сел, где они привыкли разводить хозяйство и жить, торгуя маслом, медом, творогом и сыром.
При советской власти каждого наделяли жильем, никто не оставался на улице.
Давали ссуды на строительство, давали наделы земли. Все вузы Советского союза были открыты для вайнахов: студенты учились в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и так далее. Ковались национальные кадры: врачи, учителя, художники, писатели, журналисты.
Мой дедушка со стороны матери, Жеребцов Анатолий Павлович, кинооператор-журналист, более двадцати пяти лет проработал на телестудии Грозного. Он занимался наставничеством: учил снимать, держать в руках камеру, принимал экзамены и зачеты у практикантов. Всячески поддерживал чеченцев и ингушей, буквально отдавал свои костюмы и устраивал дома званые обеды, чтобы поддержать начинающих сотрудников. Подарил два своих спортивных велосипеда. Купил себе велосипед и пришли гости: «Ах какой красивый, нам такого никогда не купить!», и дедушка тут же его отдал. Заказал себе второй и та же история. Дедушка был поклонником кавказских традиций: понравилось гостю — подарю!
Дедушка Анатолий в совершенстве знал шесть языков, прекрасно владел чеченским и ингушским.
Его друг, профессиональный переводчик и журналист Цезарь Голодный, приходил к нему советоваться по некоторым текстам. Книги, переведенные с чеченского и ингушского языков, издавались по всему СССР.
Местное ТВ и радио с 60х годов XX века было 50% на чеченском/ ингушском языке и 50% на русском. В это же время появились преподаватели в грозненских вузах — ингуши и чеченцы. Все, кто хотел учиться — учились. Некоторые получили по два-три высших образования. Были творческие коллективы при местном университете.
Моя мама писала критику и стихи в одном из таких творческих союзов «Прометей». Возглавлял его драматург и писатель Саид Чахкиев. Люди зачитывались стихами Умара Яричева, у многих настольной книгой был роман «Из тьмы веков» Идриса Базоркина.
В республике работали заводы и предприятия, Чечено-Ингушетию приводили в пример как одну из самых благополучных и благоустроенных республик, многие студенты в СССР хотели по распределению приехать на работу именно в Грозный. Еще раньше, в Голодомор, приехали десятки тысяч детей на Кавказ. Их потомки жили дружно и все вместе работали на благо республики.
По переписи населения 1989 года, в Чечено-Ингушетии жили 700 тыс. чеченцев и 500 тыс. человек других национальностей: русских, ингушей, украинцев, ногайцев, аварцев, татар, евреев, цыган и т.д. Никакого референдума об отделении региона не было. Решение принималось на собрании в цирке, который вмещал максимум 2000 человек. Те, кто были против Дудаева, говорили, мол, в России Борис Ельцин выпьет и танцует, вот и наш чудит по-своему. Несмотря на сложности, никто не верил, что будет война. В декабре 1994 года на знаменитый Марш мира на трассе между Грозным и Алхан-Юртом вышли в основном грозненские русские. Вайнахов среди участников было около трети.
Более 300 тыс. нечеченцев не смогли уехать из республики. Они страдали и хоронили своих детей вместе с вайнахами. В нашем доме-хрущёвке по улице Заветы Ильича и в ближайших к нам домах я насчитала пятьдесят четыре ребёнка перед первой чеченской компанией: русские, украинцы, аварцы, татары, дети из многонациональных семей. Чеченских детей было всего двое. Большинство вайнахских семей успели уехать до начала страшных боев.
Извините, но это вполне дурацкая позиция (впрочем, Вам чуть ниже это вполне понятно объяснили). Вы вообще какой-то элементарной логикой владеете?
-
Вот я, например, "с точки зрения развала империи", куда должен уехать, имея в качестве предков некоторых украинцев, некоторых литовцев и каких-то сибиряков? В Сибирь, в Литву, на Украину? Или еще куда-нибудь? (А сейчас я живу - сволочь такая - в Коми...)
-
А, скажем, Сергей Рахманинов - вот ведь гад - должен был, с точки зрения развала Российской империи, не уезжать в Швейцарию, а оставаться в своем российском поместье и дожидаться, когда его повесят или расстреляют?
-
Короче: прежде чем что-то сказать/написать, рекомендуется как следует подумать...
У вас вообще переход на личности вместо логики.
Когда РФ вводила войска и бомбила Чечню, прикрываясь тем что там убивают русских, почему-то власти РФ не подумали вывести своих от туда.
Я говорю о том, что она являлась инструментом Империи для захвата территории и развязывания войны.
Примерно как русскоязычное население востока Украины.
Как человека я её понимаю и мне жаль, но в таких исторических моментах, когда идёт война, когда могут убить, надо думать как спасти свою жизнь. Потому что есть БОЛЬШАЯ разница между мирным и военным временем.
Понятно. То есть "сама виновата". Не власти РФ, которых не интересовали ни чеченцы, ни русские, а интересовала исключительно территория, которую не хотелось терять. И не озверевшая до потери человеческого облика чеченская шпана. А вот "сама виновата" - почему не бросила все - дом, вещи, друзей, учеников, работу - и не сбежала через линию фронта неизвестно куда.
.
По поводу "шпаны": чтобы меня не поняли неправильно, уточняю - я совершенно не имею в виду всех подряд чеченцев, а именно шпану (которой и у нас более чем достаточно).
.
А обижаетесь зря. Может быть, лучше попробовать задуматься?
Я не обижаюсь. Я понимаю что из Империи это сложно понять.
https://youtu.be/Dlx4jE9Wvlk?t=5547
Интересно, сами-то вы на родине своих предков живете? А если вдруг обнаружится, что нет? Придется ехать же? Поедете?
Короче, очередное жалкое "сама виновата".
Она лично не виновата.
"сама виновата" это когда девушка никого не трогает и идёт по мирному городу и на неё нападают.
На войне другие правила. Там надо выживать. И тут ей не повезло. Хотя она знала что такое может случиться и всё равно испытывала шансы. А шансы что это случиться были большие. Вспоминаем Бучу.
P.S. пришлось покинуть свою родину - Беларусь из-за репрессий, устроенных российским наместником.
P.P.S. сейчас в Беларуси если ты говоришь на беларуском, то ты националист или нацист... такая вот имперская логика
За ТРИ года до войны уже у всех жителей украла дудаевская власть пенсии, пособия и зарплату! За ТРИ года. Люди голодали, выносили из дома последнее. Ехать было некуда. Нацистская пропаганда говорила "НЕ покупайте квартиры у Маши, они все равно будут наши". Люди голодали. В это время из федерального бюджета выделялись деньги, но их воровали и занимались пропагандой нацизма, которую пропагандисты Ичкерии несли отовсюду. Уголовникам раздали оружие. Начались нападения и убийства. Москве было все равно. Там вообще к людям наплевательское отношение. Нечеченцы в Чечне оказались между молотом и наковальней. Никакого оправдания нацизму быть не может! От бомб пострадали все народы Чечни. Но нечеченцев ждал еще и геноцид...
Война началась потому что в кремле хотели видеть другого президента.
Это, мягко говоря, упрощение. Чечня к первой войне превратилась в бандитский анклав, и Дудаев не был способен поддерживать законность.
Ха ха. Дудаев и законность. Дудаев приказал убить 15 милиционеров - (чеченов! Не побоялся даже кровной мести!) охранявших заполненные биллютени голосования о независимости. Чечня тогда проголосовала ПРОТИВ
А нацизм стал прорастать, когда ичкерийцы стали фальсификациями заниматься (и очень на этом поприще преуспели), делать вбросы и натравлять на нечеченцев чеченское быдло и уголовников, желая заняться более крупными хищениями и превратить нашу республику в ОПГ. Да, потом нас бомбили российские самолеты, а их нет, многие с награбленным скрылись, кто в Москву, кто в Европу... И нашли себе новые кластеры лжецов-пропагандистов, чтобы еще потом что-нибудь замутить...
Русские жители в Российской империи и СССР были инструментом колонизации. Местных жителей убивали и привозили русских. Очень хорошо заметно по Латвии, Литве и Эстонии, где до Второй мировой, русских было пару процентов, а потом проценты ушли за 30%
Когда происходит деколонизация, которую русские имперцы называют национализмом и путают с национал-социализмом, то происходит обратный процесс.
И да все эти события сопровождаются кровопролитием.
Как человек, родившийся, выросший и проживший 21 год в постсоветской Латвии, хочу вам сказать, что вы neko nesajēdzat no vietēja konteksta.
Не стоит уравнивать советских с русскими, да, это, конечно, была оккупация, но русские тоже пострадали от репрессий, голода 1932-33 и войны.
Более того, во времена кровавого совка в 1946-ом латышских легионеров, чью принадлежность к военным преступлением не удалось доказать, амнистировали, некоторые бывшие "лесные братья" неплохо устраивались в советских госучреждениях.
Не говоря уже о двупоточном образовании на всех его уровнях, праздниках песни, бланках на двух языках.
А в чём разница между советскими и русскими?
Как, то что большевики делали везде голодомор для того чтобы у людей не было желания сопротивляться, оправдывает их в геноциде оккупированных народов после Второй мировой?
То, что кто-то хорошо устроился, просто говорит о коррупционности советской системы, а не её милосердии...
Ух ты, образование оставили, но русский учить заставили...
В чём разница между советскими и русскими? Ну эээ... Ну это приблизительно то же, что спросить "в чем разница между крестьянами и крепостными".
Солженицын кто был - советский или русский? А Сталин кто - грузин или убийца? Ну и так далее...
Про времена Дудаева есть материал от свидетеля, нашей соседки из дома напротив: текст моей пожилой соседки Валентины Белоусовой (Грозный, остановка Нефтянка):
"Люди пропадали семьями. Если у русского был хороший дом, квартира или машина, он был обречён: русских убивали, брали в рабство, увозя в горы. Пропал наш сосед, судьба которого до сих пор не известна. Из кооперативных гаражей, расположенных возле нашего дом, прорубив отверстия в стенах, забрали запчасти и угнали автомобили. С верхних этажей многоэтажных домов часто открывали стрельбу по прохожим.
В Черноречье днём пропала молодая женщина, мать троих детей. Её насиловали и издевались недалеко от дома, в парке профилактория. Люди слышали её крики о помощи и боя лись выйти, страх стал основой нашей жизни. Когда её нашли, она была настолько избита, что её тело напоминало студень. Милиция распустила слухи, что она была «гулящая».
Вооружённый разбой стал обыденным явлением. Гудермес, бывший тогда главным железнодорожным узлом, стал одной бандой, специализирующейся на грабеже пассажирских и товарных поездов. Поздней осенью 1992 г. я провожала гостившую у нас родную тётю. Билетов в кассах как всегда не было, т. к. желающих уехать из Грозного было много. Получив информацию, что можно уехать из Гудермеса, мы поехали туда. Вокзал и перрон были заполнены до отказа русскими с чемоданами, узлами, ожидающими поезд. Здесь я встретила многих своих знакомых, которые не могли уехать несколько дней. Вокруг ходили чеченские боевики с автоматами и в масках. Картина - не из приятных! По прибытия поезда начался «штурм» вагонов (не побоюсь назвать это слово). Кому повезло, те уехали. Остальные стали ждать поезда до следующего дня. Даже уехать русские не могли спокойно. С большим трудом мне удалось впихнуть и тётю в вагон. Потом я увидела, как вооружённые бандиты остановили проходящий товарный поезд, вскрыли вагоны и начали грабёж. Толпа чеченских детей и стариков грузили на тележки мешки с сахаром и мукой, какие-то коробки с продуктами, обои, обвешивались магнитофонами и другой аппаратурой и спокойно отправлялись по домам.
Постоянное унижение человеческого достоинства, зверства, стрельба из автоматов, кровавые разборки между тейпами стали обыденным явлением. На этом фоне появились банды Басаева и Радуева. Они чувствовали абсолютную безнаказанность. Их машины, оснащённые пулемётами, проезжали по городу, наводя ужас на жителей.
Однажды в Грозный приехали артисты московского театра и давали оперу «Борис Годунов» в русском драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова.
Желание попасть было огромным. Но то, что увидели, нас омрачило: зал был полупустым, красивая из красной кожи обивка кресел была порезана. Рядом сидевшие с нами иностранцы возмущались, не скрывая своих отрицательных эмоций. Несмотря на тревожную обстановку, в Грозный приезжали и певцы. Приехал и мой любимый певец Вахтанг Кикабидзе. Он давал концерт в цирке. В зале также были порезаны кресла, а чеченская молодёжь свистела, выкрикивала, топала ногами. Никто не мог их унять. Можно представить чего стоило Кикабидзе довести концерт до конца.
Грозный уже был не тот. Он стал городом «дикарей»: постепенно закрывались кафе, кинотеатры, танцевальных площадок уже давно не было, исчезали телефоны-автоматы, разбивались почтовые ящики, уничтожались скамейки в парках, вытаптывались газоны, разбивались витрины магазинов.
Многие чеченцы переселились в Грозный из сёл. Это были настоящие варвары. Они разбойничали даже на садовых участках русских. Приезжали седобородые старцы с детьми и на повозках вывозили всё, начиная от старой телогрейки и кончая лопатами, граблями и оконными рамами. Было много случаев жестокого насилия и убийства. На садовом участке, расположенном недалеко от селения Гойты, одну старую женщину изнасиловали пятеро подростков на глазах её деда, потом подожгли её вместе с будкой, привязав старика к дереву, чтобы он это видел."
https://memuarist.com/en/events/110504.htm
Джохар Дудаев в своем интервью 1995 года прямо говорит, что «русизм хуже фашизма» и рассуждает о том, что «русские неверующие, у них нет морали». Он сказал это после того, как десятки тысяч русских жителей пострадали под бомбами в республике и похоронили своих близких!
Как восприняли «сигнал» Джохара Дудаева все, кто хотели поубивать и пограбить самых беззащитных? Прямо приходили во дворы отряды вооруженных бандитов, маскирующихся под чеченских патриотов, и спрашивали: «Где здесь русские живут?». Желающие пограбить, помародерствовать, указывали им на квартиры русскоговорящих соседей. Людей избивали, изгоняли, устраивали погромы, убивали, оскорбляли, унижали.
Из-за подобной провокационной политики в Ичкерии, из-за лживых пропагандистов дудаевского времени (ничуть не уступающим по своей неадекватности российским лжецам в СМИ) происходил массовый захват жилья русскоязычного населения в Грозном и других городках, были убиты целые семьи по национальному признаку, люди подвергались притеснениям, гонениям, оскорблениям, унижениям, физическим и моральным пыткам. Оговоры стали массовыми. Был убит священник Анатолий Чистоусов, который вместе с казаками раздавал еду в церкви русским, чеченцам, и представителям других народов Чечни того времени.
Запытали до смерти телемастера Владимира Болгаря, выдумав на ходу о его «работе на ФСБ», а сына Владимира Болгаря, мальчика четырнадцати лет, боевики из Ногайского батальона забрали в рабство. Его сын связался со мной и рассказал, как был в плену год и три месяца и чтобы выжить принял ислам. Теперь его зовут Абдулла.
В наш родной двор во времена Ичкерии как-то пришли убивать вдову с ребенком. Адрес: Грозный, Старопромысловский район, улица Заветы Ильича, дом № 92, кв. № 21. Валентину Петровну Г. оговорил чеченец, сосед-пьяница Адам, желая заполучить ее трехкомнатную квартиру со всем имуществом. Он сообщил Шамилю Басаеву, что «Валентина его сдала российским военным, и он при жесточайших пытках потерял ногу», а на самом деле негодяй ужрался алкоголя и играл на гармошке у нашего подъезда. Случился обстрел. Моя мать накладывала ему жгут при ранении.
Депортация чеченцев, ингушей, и других народов во времена Сталина — это, несомненно, преступление. Но сколько русских погибло в ГУЛАГе, Сандармохе и так далее? Исследователи до сих пор спорят. Однако пропагандисты любое историческое событие используют для нагнетания ненависти. Действительно, вайнахи пострадали при власти Сталина. Однако в хрущёвскую оттепель, когда вайнахи вернулись на родную землю, русские земляки принимали их в своих домах в Грозном, кормили, лечили, обогревали. Так произошло потому, что власти, как обычно, пообещали подготовить дома и квартиры в достаточном количестве, но не сдержали слово. Русские земляки радушно принимали вайнахов у себя.
Я говорила с несколькими семьями, чьи бабушки и дедушки приняли у себя десятки людей из Казахстана, хотя самим приходилось спать вповалку. Вайнахи — чеченцы, ингуши, — получали ссуды от государства, строили красивые дома в Грозном.
Уже с шестидесятых в центре города стояли их солидные частные дома. Строились люди и по районам. Некоторые, вернувшись из депортации, сразу уезжали в села, так как изначально они и не жили в Грозном, их депортировали из родовых сел, где они привыкли разводить хозяйство и жить, торгуя маслом, медом, творогом и сыром.
При советской власти каждого наделяли жильем, никто не оставался на улице.
Давали ссуды на строительство, давали наделы земли. Все вузы Советского союза были открыты для вайнахов: студенты учились в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и так далее. Ковались национальные кадры: врачи, учителя, художники, писатели, журналисты.
Мой дедушка со стороны матери, Жеребцов Анатолий Павлович, кинооператор-журналист, более двадцати пяти лет проработал на телестудии Грозного. Он занимался наставничеством: учил снимать, держать в руках камеру, принимал экзамены и зачеты у практикантов. Всячески поддерживал чеченцев и ингушей, буквально отдавал свои костюмы и устраивал дома званые обеды, чтобы поддержать начинающих сотрудников. Подарил два своих спортивных велосипеда. Купил себе велосипед и пришли гости: «Ах какой красивый, нам такого никогда не купить!», и дедушка тут же его отдал. Заказал себе второй и та же история. Дедушка был поклонником кавказских традиций: понравилось гостю — подарю!
Дедушка Анатолий в совершенстве знал шесть языков, прекрасно владел чеченским и ингушским.
Его друг, профессиональный переводчик и журналист Цезарь Голодный, приходил к нему советоваться по некоторым текстам. Книги, переведенные с чеченского и ингушского языков, издавались по всему СССР.
Местное ТВ и радио с 60х годов XX века было 50% на чеченском/ ингушском языке и 50% на русском. В это же время появились преподаватели в грозненских вузах — ингуши и чеченцы. Все, кто хотел учиться — учились. Некоторые получили по два-три высших образования. Были творческие коллективы при местном университете.
Моя мама писала критику и стихи в одном из таких творческих союзов «Прометей». Возглавлял его драматург и писатель Саид Чахкиев. Люди зачитывались стихами Умара Яричева, у многих настольной книгой был роман «Из тьмы веков» Идриса Базоркина.
В республике работали заводы и предприятия, Чечено-Ингушетию приводили в пример как одну из самых благополучных и благоустроенных республик, многие студенты в СССР хотели по распределению приехать на работу именно в Грозный. Еще раньше, в Голодомор, приехали десятки тысяч детей на Кавказ. Их потомки жили дружно и все вместе работали на благо республики.
По переписи населения 1989 года, в Чечено-Ингушетии жили 700 тыс. чеченцев и 500 тыс. человек других национальностей: русских, ингушей, украинцев, ногайцев, аварцев, татар, евреев, цыган и т.д. Никакого референдума об отделении региона не было. Решение принималось на собрании в цирке, который вмещал максимум 2000 человек. Те, кто были против Дудаева, говорили, мол, в России Борис Ельцин выпьет и танцует, вот и наш чудит по-своему. Несмотря на сложности, никто не верил, что будет война. В декабре 1994 года на знаменитый Марш мира на трассе между Грозным и Алхан-Юртом вышли в основном грозненские русские. Вайнахов среди участников было около трети.
Более 300 тыс. нечеченцев не смогли уехать из республики. Они страдали и хоронили своих детей вместе с вайнахами. В нашем доме-хрущёвке по улице Заветы Ильича и в ближайших к нам домах я насчитала пятьдесят четыре ребёнка перед первой чеченской компанией: русские, украинцы, аварцы, татары, дети из многонациональных семей. Чеченских детей было всего двое. Большинство вайнахских семей успели уехать до начала страшных боев.
Это ужасно.
Я поставил плюс.
Но в связи с чем вспомнили об этом здесь и сейчас?
В контексте чего?
Чтобы распоясавшиеся vатные zасранцы готовились встречать чеченских выродков?
Или вагнеров?
Чтобы предвкушали, какое именно зверство расползётся по всей россии?
Тогда я - за!
К репаблику: не кажется ли вам кощунственным воспоминания об убийствах людей помещать под плашкой "ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ РЕСЕНТИМЕНТА"?
А вам что же - кажется, что "ресентимент" это что-то хорошее? Ресентимент - это чувство страшной обиды (обычно вполне реальной), плюс огромное желание кого-нибудь в этой обиде обвинить и как следует отомстить. Как кто-то сказал - это "яд, отравляющий личность". Огромное количество зверств было совершено как раз под влиянием этого самого "ресентимента" - тут и немецкий фашизм, и то, о чем эта статья, и то, что сейчас творится вокруг нас...
Да, надо просто простить и отпустить?
Это Вы о чем!!!??? Кого "простить и отпустить"???
Поддерживаю Андрея.