Мюнхен, 14 февраля 2025 года. Президент Украины Владимир Зеленский (третий слева) и вице-президент США Джей Ди Вэнс (третий справа) на встрече в ходе Мюнхенской конференции по безопасности

Мюнхен, 14 февраля 2025 года. Президент Украины Владимир Зеленский (третий слева) и вице-президент США Джей Ди Вэнс (третий справа) на встрече в ходе Мюнхенской конференции по безопасности

Пресс-служба Президента Украины/ AFP/ Scanpix

В феврале 2022-го российская армия собиралась взять «Киев за три дня». Но три дня обернулись тремя годами — и это, вероятно, еще не предел. Скорее всего, усилия Трампа заключить «сделку» с Путиным не принесут результата. В то же время не стоит патетично думать, что в Украине заканчиваются желающие воевать, считает украинский политтехнолог, писатель и блогер, живущий в Киеве Михаил Штейтельман (Минюст РФ считает его иноагентом).

— Приближается трехлетие с начала российско-украинской войны. Как вы оцениваете, если можно так сказать, ее промежуточные итоги?

— Назвать текущие события промежуточными итогами сложно, потому что до конца российско-украинского конфликта еще далеко как до луны. Я имею в виду не только текущую войну. Военные действия закончатся, но конфликт продолжится. Смысл его в том, что Россия не хочет признавать существование Украины. Вот ни в каком виде. Для России невыносимо, что существует такая независимая страна Украина. Пока это выглядит именно так.

Понятно, что в первые дни войны, когда на тебя обрушивается такая огромная сила, как российская армия, которая готовилась к войне, как минимум, целое десятилетие, кажется, что все пропало, это конец. Тем более, что Украина в свою очередь вроде бы тоже готовилась к сопротивлению, но не сильно, потому что мало верила в нападение. Большинство населения Украины еще в 2013 году было против вступления страны в НАТО. И было за дружбу с Россией. А в 2014 Россия уже оккупировала Крым и часть Донбасса. И только тогда впервые в Украине бОльшая часть, 50%, стало за вступление в НАТО. А вот после 24 февраля 2022 года уже 90% стало за вступление в НАТО. То есть украинцы проснулись ровно в тот день, 24 февраля, поняв, что Россия, оказывается, враг. До этого чаще говорили, ну не друг, не враг, а так. Сейчас точно враг. Это огромное изменение. Если сегодня вы посмотрите на социологию, считаете ли вы Россию врагом, то увидите, что 96% говорят «да» и считают Россию врагом. То есть появилась страна, где 96% населения ненавидят Россию — это главный итог войны за три года.

Но, кстати, отдельно появилась Финляндия, где 86% считают Россию главным врагом. Я уверен, что до 24 февраля такого не было. То есть Россия добилась ненависти. Ненависти всех своих соседей. Кстати, в Казахстане, я думаю, если провести сегодня честную социологию, будет то же самое. Я думаю, что подавляющее большинство населения считает Россию абсолютно врагом. В Грузии мы тоже знаем, что больше, чем 85% так считают. Это первое бесспорное достижение России.

При этом Россия, к сожалению, смогла разрушить украинскую экономику, это правда. Потому что основой украинской экономики на момент начала войны была металлургия. Она по большому счету уничтожена. Второе место занимало сельское хозяйство, оно не уничтожено. С ним все нормально, но уменьшилось количество портов, через которые можно это все вывозить. На третьем месте была IT-индустрия. Мало того, она удивительным образом развилась, потому что сегодня Украина один из лидеров military-tech в мире. Одним словом, структура украинской экономики под воздействием этой войны очень сильно поменялась.

Ну и, конечно, удалось захватить какие-то части территории. Сегодня Россия контролирует 20% территории Украины. Из них 7% — это Крым, который был оккупирован до 2022 года. Еще 4% — это то, что было оккупировано на Донбассе, в Донецкой и Луганской областях до 2022 года. То есть 11% территории Украины было оккупировано до полномасштабной войны. Значит, прибавилось еще 9%. Это все, что смогла захватить Россия за три года. Причем, какие три года? Это все, что смогла взять Россия за первые две недели. Например, за последний год Россия захватила 0,4% территории Украины. То есть за всеми этими разговорами про тотальное наступление России на самом деле скрывается цифра в 0,4% территории Украины. Если Россия и дальше будет продвигаться такими темпами, то завоюет Украину через 250 лет.

Что дальше? Украина смогла построить армию при поддержке США и Европы, которая способна сдерживать Россию. И сегодня российская армия завязла на линии фронта. Теперь взятие какого-нибудь села — уже победа для Российской Федерации. Вот мы сейчас находимся в таком положении. Мы в ситуации, когда Россия уже не способна больше захватывать Украину. Ну сами посудите, полтора года идут бои за Часов Яр — полтора года! Бои за него еще начинал Пригожин в июне 2023 года, сейчас февраль 2025. И бои за Часов Яр продолжаются. Население Часов Яра составляет 13 тысяч человек. Вот это масштаб войны, которую ведет Россия. То есть она не может захватить больше. Вот прямо не может — и все тут.

Но и Украина, безусловно, не может военным путем дальше освобождать свои территории. Поэтому теперь мы в войне на истощение.

Таков промежуточный итог: война на уничтожение перешла в войну на истощение, кто кого переборет.

И тут еще стоит заметить: Украина же не одна в этой войне. Естественно, одна бы Украина не устояла, у нее есть еще 50 союзников. В то же время у России союзников — ноль. Потому что никто не дает России ничего бесплатно. Даже Северная Корея продает России солдат, ракеты и снаряды. А Иран продает ей «шахеды». А Украина от пятидесяти с лишним стран получает военную технику, гуманитарную помощь и все прочее безвозмездно. Вот промежуточный итог на сегодня.

— Помимо трехлетия войны, скоро месяц, как Дональд Трамп стал президентом США. Как вы оцениваете его первые шаги во внешней политике? И вообще, как вы полагаете, трампизм надолго или ограничится вторым президентским сроком Трампа?