
Константин Шавловский
Комментарии (56)
4 июля
«Мы работаем в рамках законов Российской Федерации». Главный редактор «Москвички» Дарина Алексеева дала интервью Зинаиде Пронченко
Александр, добрый день! Думаю, что заголовок (в обсуждении которого я участвовал как редактор) совсем не подсвечивает собеседницу с негативной стороны (для меня; за читателей Репаблика не скажу), а отражает (для меня, опять же) основное содержание этой беседы. Я читаю его так: героиня совершает очень смелый поступок, беседуя с иноагентским сми, но при этом боится (это не негативная оценка, если что), и ее речь от страха бюрократизируется. И для меня это очень печальный документ времени (без осуждения). Простите, что поделился своей оптикой, у Вас она, очевидно, другая, но иногда, возможно, интересно знать, как выглядит материал "изнутри".
1 июля
Монетизируй это! Василий Степанов о том, почему проваливаются авторские блокбастеры
Спасибо, что прочитали статью и обратили внимание на даты выхода фильмов.
Но в кино работает не совсем так. Это только в столовой, чтобы начался обед - должен закончится завтрак. Василий Степанов пишет о том, что Челюсти и Звездные войны - это феноменальные фильмы, которые указали, каким будет коммерческого кино (и оно именно в этом направлении и стало развиваться), а Апокалипсис и Дни рая - это финал старого периода авторского беспредела, который с ними, по большому счету, и закончился. Можно, конечно, спорить о частностях и границах, но мне кажется, что в своей мысли автор прав.
27 июня
«Она была счастлива с Алексеем Навальным». Марианна Яровская о своем фильме про Любовь Соболь*
Римма, я отвечаю своим читателям, потому что уважаю их. Вас, после всего, что Вы написали про моих коллег и издание Republic я не уважаю, и говорить мне с Вами не о чем. Тем более с человеком, чьи тексты состоят более чем наполовину из заимствований, и который не стесняется публиковать скриншоты личной переписки без разрешения своих собеседников я не собираюсь обсуждать профессиональные стандарты - совершенно очевидно, что у нас разные представления не только о профессиональной, но и о человеческой этике. Всего доброго.
25 июня
Дневник кулинарного попаданца. Павел Сюткин — о том, что есть путешественнику во времени при дворе Ивана Грозного
У нивхов был обычай медвежьего праздника, можно найти в сети как описание, так и заснятый один из последних ритуалов. Для них медведи были "верхними людьми", и это один из самых головокружительных обычаев, с которыми мне приходилось сталкиваться.
23 июня
Затемнение: Дмитрий Глуховский* обличает техноолигархов и их методы народного просвещения
Это любопытное замечание - относительно противоречия автора самому себе. Но я смотрю на русский мат не только как на средство экспрессии (которое в любом случае не одно и то же, что пещерность), но и как на устное народное творчество. Если бы речь была о низменности и пещерности, хватило бы четырех слов, а их, например, в Большом словаре мата Плуцера-Сарно 106 000. Русский мат - одно из настоящих сокровищ русского языка, о чем известно со времен Пушкина. Можно обратиться к современной поэзии, чтобы увидеть ,что поэты и поэтессы сегодня продолжают им пользоваться. Безусловно, можно не принимать и не понимать этого - но Вы правильно сказали про САМОограничения. Думаю, что каждый решает для себя, когда, где и как его употреблять.
23 июня
«Это была не последняя война, а последняя победа». Дмитрий Быков* — о Стивене Кинге, который предсказал всё
https://www.labirint.ru/books/625830/
Вообще-то есть такая книга, довольно популярная.
22 июня
Затемнение: Дмитрий Глуховский* обличает техноолигархов и их методы народного просвещения
Смешно. Но я старался как раз без сарказма (честно). Я-то как раз считаю, что если кто-то в чем-то совпадает с мнением ханжей, то это еще не говорит о том, что сам он ханжа, да я и вообще не люблю вешать ярлыки на людей (на чиновников - другое дело). Что ж, раз переубедить нам друг друга не удалось, то будем считать, как принято говорить сегодня, что "мы друг друга услышали".
22 июня
Затемнение: Дмитрий Глуховский* обличает техноолигархов и их методы народного просвещения
Кажется, я понял Вашу мысль, но не понял, как это все могло бы выглядеть на практике: должны быть какие-то ведомства/органы, которые выдают разрешение на использование мата писателю, если он достаточно хорош? Что-то вроде матерного удостоверения (по аналогии с прокатным)? Мне кажется, что если уж материться можно - то всем. Ну или всем нельзя. В России вот сейчас всем нельзя, а люди, которые запретили мат, очень много потом чего еще интересного запретили. Ну и за барышень не скажу, не встречал краснеющую от мата барышню в своей жизни, а вот мои дети все по очереди прошли определенный период, когда им казалось, что материться это очень круто, а потом выросли и употребляют его исключительно, как мне кажется, по делу. Но матом их примерно с садика удивить уже было нельзя. Да и я слабо себе представляю ребенка, читающего Republic.
22 июня
Затемнение: Дмитрий Глуховский* обличает техноолигархов и их методы народного просвещения
Сергей, изложил выше свой взгляд на проблему: мне не кажется, что русский мат стоит отдавать на откуп "пользователям винного магазина" (Вы, наверное, имели в виду нетрезвый разговор в рюмочной, так-то винным магазином пользуются все, кто пьет вино). Если коротко: мат принадлежит языку, а значит - всем его носителям, ну а в культуре он занимает свое место, от Пушкина до, не знаю, Серебренникова. Вопрос его "оправданности" в письме - это как вопрос оправданности любого приема: если произведение неудачное или халтурное, то матом его не исправишь и не загубишь, и - наоборот. И мне вот просто интересно: а Вы, когда и если смотрите сериалы, то включаете дорожку "18+" или вычищенную, без мата?
22 июня
Затемнение: Дмитрий Глуховский* обличает техноолигархов и их методы народного просвещения
Я сейчас не про текст и его смыслы, тут, как говорится, автор, не нуждающийся в представлении, высказывается о своей картине мира (на то она и авторская колонка). Его мнение может быть мне близким или, наоборот, бесконечно далеким (я вот, например, против того, когда людей - любых - называют "быдлом"). Просто я не в первый раз встречаюсь в комментариях с непонятным мне осуждением использования мата в художественных текстах. И вот с этим я решительно не согласен. А кроме того, мне кажется, что идти в ногу с людьми, которые на государственном уровне в России уничтожают культуру, точно не стоит.
22 июня
Затемнение: Дмитрий Глуховский* обличает техноолигархов и их методы народного просвещения
Добрый день! Выскажу личное мнение, возможно, не отражающее позиции редакции. Я вырос в 1990-е, когда протесты против использования мата, по крайней мере, в произведениях искусства, считались верхом ханжества. Куда мы отнесем "Николая Николаевича" Алешковского, двухтомник Плуцера-Сарно, множество прекрасных произведений кинематографа (герои Мещаниновой в "Комбинате "Надежда", например, разговаривают матом, документальное кино без мата - часто нестерпимая фальшь и тп). Страх мата - это страх живой жизни. Что косвенно подтверждается реакцией на него государства (оно-то эту жизнь и боится сильней всего). Может быть, мы не будем уподобляться профильным комитетам Государственной думы и другим охранителям от культуры, которые с 2011 года пытаются искоренить мат из кино, театра, литературы и оставим ну уж во всяком случае писателям, пишущим на русском языке, право пользоваться всем его богатством? А мыть рот с мылом - это насилие, которое куда как страшнее русского (и любого другого) мата.
16 июня
Грозит ли Европе гражданская война?
Знаете, Виктор, как говорится - мелочь, а приятно!
15 июня
Грозит ли Европе гражданская война?
Я не веду эту рубрику, но полностью доверяю ее редактору. Лично мне иногда бывает полезно оглянуться на уровень колумнистики в NYT, чтобы убедиться, например, что наши оригинальные материалы уж точно не хуже, и подписка на Republic того стоит.
15 июня
Грозит ли Европе гражданская война?
Виталий, здравствуйте! Republic, действительно, время от времени публикует переводы громких материалов ведущих мировых сми. Тем же занимаются (в формате рекапа), например, коллеги из "Медузы". Раньше в классических сми был отдел "инопрессы" - можно сказать, что в чуть измененном виде это он и есть. То, что статья переводная, а также источник мы всегда указываем в лиде (предуведомлении к тексту). Эта практика в нашем издании существует очень давно, даже странно, что Вы только сейчас обратили на нее внимание. В то же время абсолютное, подавляющее большинство материалов Republic - оригинальные.
8 июня
«Она была счастлива с Алексеем Навальным». Марианна Яровская о своем фильме про Любовь Соболь*
Цифры не назову, но, судя по гугл-аналитике, она вызвала наибольший интерес у читателей за месяц.
7 июня
«Она была счастлива с Алексеем Навальным». Марианна Яровская о своем фильме про Любовь Соболь*
Да, конечно, в том-то и дело что "случайных" тут представить сложно - все-таки узок круг этих людей ) Ну и если даже такого случайного человека представить, ничего плохого в том, что он прочтет текст, точно не будет. А если прочтет только заголовок - едва ли его одного хватит для того, чтобы составить превратное представление о характере отношений Алексея и Любови (а кликбейт, как мне кажется, работает именно так). Спасибо большое, что читаете!
7 июня
«Она была счастлива с Алексеем Навальным». Марианна Яровская о своем фильме про Любовь Соболь*
Александр, спасибо за Ваш отзыв. Заголовок придумывал и ставил я, при этом текст прошел через несколько пар профессиональных глаз и никто не прочел в нем подобного подтекста. Честно говоря, не вижу его и я. Моя логика была в том, что мы публикуем эту беседу именно в день рождения Навального, чья профессиональная связь с героиней фильма общеизвестна и именно она определила весь рисунок ее биографии. Поэтому то, что она была счастлива с Алексеем Навальным, и эта эмоция и драйв определили во многом ее политическую судьбу, имеет самое прямое к содержанию разговора с Марианной. Возможно, что данный заголовок - не самый удачный, это всегда субъективно, но оценку своей работы как "ужасной", честно сказать, мне принять сложно.
30 мая
Об одном понятии и двух катастрофах. Как история операции «Немезис» — вендетты армян против османских лидеров — изменила отношение к преступлениям против человечества
Павел, добрый день! Спасибо за интерес к тесту! Уверен, что Арен ответит на вопрос о процессе (я тут не эксперт), но как редактор не могу не ответить про геноцид в Газе. Насколько я понял, речь идет об этом предложении: "Катастрофы в Украине, Нагорном Карабахе, Израиле и Секторе Газа показывают, что механизм пресечения массовых убийств не работает". Лексически и семантически все-таки это никак не может быть тождественно вынесению судебного решения о геноциде в Газе - надеюсь, Вы со мной тут согласитесь. Кроме прочего, в ряду географических регионов, где происходит катастрофа, отдельно выделен Израиль, поэтому вопрос о событиях 7 октября также не кажется мне уместным.
24 мая
«Бродский вел себя так, как хотел». Глеб Морев о мифах вокруг фигуры Иосифа Бродского
Да, именно об этом и говорит Глеб: "Он всегда хотел ездить по миру, и у него никогда не было такой возможности, как, например, и у Пушкина, и в своих стихах он к этому «невыездному» статусу Пушкина прямо адресовался".
18 мая
Страна длящихся преступлений. Константин Шавловский — о «деле издателей»
Здравствуйте, Брячеслав! Признаюсь, трудно отвечать на комментарий, написанный в таком тоне, но я попробую. Мне кажется, что Вы не совсем верно уловили смыслы моего текста, точнее, увидели в нем только один абзац, на котором строите свою критику. Во-первых, я не либерал (и тем более не ношу белое пальто, не зигую, не делю людей по национальности на хороших и плохих и тп). Собственно то, что я не говорю изнутри либеральной повестки как раз и можно понять по тому, что я не сторонник идеи "национального государства", которой мировая история обязана множеству длящихся до сих пор катастроф. Во-вторых, я не ставлю ни кого ни с кем на одну доску, а пишу о том, что мне категорически не нравится идея уничтожения книг, и в том числе идея уничтожения книг под предлогом освобождения от навязанной колониальной культуры, о чем говорит и украинский режиссер Сергей Лозница, цитируя Гейне (и если обязательно нужно меня упрекнуть в сравнении - то сравниваю я уничтожение книг в Украине с уничтожением книг в 19 веке немецким студенчеством, которое боролось за свое национальное государство - Геббельс взял эту идею на вооружение спустя почти полвека). Но вообще этот текст - совсем не про это, а про то, что российское государство прямо сейчас в России преследует людей за книги и мои в том числе знакомые находятся под уголовным преследованием. И преследование это базируется на идее того, что есть "неправильные" книги. Мне эта идея глубоко чужда и враждебна в любой своей итерации, также, как и идея преследования за мысли и слова.
15 мая
Чей блин? Александр Гаврилов о том, почему национальная идентичность не лезет в кастрюльку
Дмитрий, не волнуйтесь, такой прямой корреляции не будет, нам хочется слышать читателей, но, конечно, не слушаться их.
14 мая
Чей блин? Александр Гаврилов о том, почему национальная идентичность не лезет в кастрюльку
Да, но в этой логике (в смысле стандартизации суши) российские власти должны в первую очередь установить стандарт "русского салата", который в России, как мы знаем, носит имя французского повара. В том-то и дело, что России нечего стандартизировать, русскую кухню можно переизобрести как это было уже много раз (и кстати активно происходит сейчас), но стандарт чего-то посконного, насколько я понимаю ввести не столько сложно, сколько попросту не нужно, кулинарный экспорт российского культурного кода - это водка, а с ее стандартом все как будто все в порядке.
14 мая
Чей блин? Александр Гаврилов о том, почему национальная идентичность не лезет в кастрюльку
Нет-нет, я имел в виду, что анекдот рассказывает Гаврилов, говоря о рекламе "русских" суши в Испании (анекдот не в смысле вымышленной истории, а в смысле смешной истории, казуса). А так национальную принадлежность суши всерьез никто не оспаривает.
14 мая
Чей блин? Александр Гаврилов о том, почему национальная идентичность не лезет в кастрюльку
Спасибо за ответ! Про пункт 1 - изначально не понял, спасибо, что пояснили! Про пункт 2 - я не редактор этой публикации, но могу только сказать, что Станислав Белковский для меня автор необычайно яркий, и для одних эта яркость имеет негативное значение, а других, напротив, она и привлекает. И, собственно сочетание редакционного предуведомления и фамилии автора, по-моему, исчерпывающе объясняют читателю, хотя бы раз сталкивавшемуся с текстами Станислава, стоит ли ему продолжать чтение или нет. Поэтому мне странно было читать негативные комментарии от комьюнити Репаблика - как будто бы мы в обложке романа Александра Дюма напечатали Делеза. Что же касается третьего пункта - навскидку могу вспомнить только Ваш комментарий про наш номер Weekly, посвященный гендеру. Дословно не процитирую, но там сказано, кажется, что мы как редакция над читателями издеваемся. Намерений издеваться у нас, разумеется, не было и быть не может. Но мы понимали, что материалы этого номера могут вызвать у кого-то неприятие, и, честно сказать, надеялись на понимание. Проекту уже полгода, и мы очень стараемся делать наше еженедельное приложение интересным и разнообразным, а разнообразие как будто подразумевает автоматически, что какие-то темы могут быть кому-то не очень близки или не близки совсем.
14 мая
Чей блин? Александр Гаврилов о том, почему национальная идентичность не лезет в кастрюльку
Виктор, но, несмотря на приведенный в тексте пример "суши как дома" (который анекдот), как раз принадлежность суши, если не ошибаюсь, никем не оспаривается, равно как и за хинкали с хачапури никто не спорит. Вопрос именно в том, что русская кухня из-за имперского прошлого (?) нашей страны потеряла некоторым образом свои границы. Да и без этого целесообразность государственной стандартизации "русского блина" или "русского борща" вызывает большие сомнения. Но тем не менее об этом регулярно заходит речь в сми, на протяжении не одного десятилетия. И данная колонка написана все же с юмором (допускаю, что он не всем близок, но я лично три раза смеялся в голос, когда ее читал).
14 мая
Чей блин? Александр Гаврилов о том, почему национальная идентичность не лезет в кастрюльку
Конечно, и спасибо за Ваш вопрос. Начнем с того, что это не статья, а колонка, а колонка подразумевает авторскую реакцию на какое-то событие в общественной жизни и ее осмысление. В данном случае у нас есть новость: российские власти решили озаботиться "стандартом русской кухни". Автор, известный литературный критик, в прошлом также московский ресторатор (а ныне - основатель эмигрантского издательства "Видим Букс", которому мы обязаны новыми книгами Глуховского, Филиппенко и много кого еще), отталкиваясь от этой новости, делится своими соображениями о том, что с этой идеей не так. Коротко говоря, мысль Александра в том, что "русская кухня" (точнее те, кто пытается найти ее границы и ее определить) все время садится между двух стульев: имперской идеей о расширении государства, где кухня интернациональна, и локализмом, который каждый отсчитывает от того, от чего ему удобно. И, с моей точки зрения, как редактора этого текста, блестяще эту мысль, собственно, высказывает. Скажите, пожалуйста, ответил ли я на Ваш вопрос?
14 мая
Чей блин? Александр Гаврилов о том, почему национальная идентичность не лезет в кастрюльку
Виктор, а как Вы измеряете пользу от колонки? Колонка - жанр, который не предполагает, по-моему, получение новой эксклюзивной информации, в колонке прежде всего должны быть мысль и стиль. И то, и другое в этом конкретном тексте, безусловно, есть.
Но у меня вопрос к Вам, Виктор: я почти каждый день читаю Ваши комментарии, и читаю в них постоянное недовольство авторами и редакцией. Лично мне крайне тревожно читать трансляцию постоянного негатива в том числе в свой адрес, и не иметь никакой возможности на эту ситуацию повлиять. Скажите, пожалуйста, для Вас действительно комфортен такой вид коммуникации? Или с Вами можно выйти на диалог и услышать от Вас какие-то конкретные предложения, пожелания, мысли о том, что Вам хотелось бы изменить? Может быть, Вы хотите читать каких-то авторов, которых Вы давно не видели на страницах издания, на которое подписаны? Какие темы, которые мы не поднимаем? Мы очень ценим обратную связь, но в данном случае я просто теряюсь и не знаю, что Вам отвечать.
13 мая
Надувная вагина, голубь мира и другие друзья рабочего класса. Кирилл Медведев — о карнавализации Первомая
Сергей, здравствуйте!
Не до конца понимаю систему Ваших расчетов (я думал, мы говорим о месяце мае и ежемесячной подписки), но, в любом случае - я к Вашим услугам, даже если речь идет о сумме вдвое большей. Тем не менее, если у Вас есть какие-то пожелания, что бы Вы хотели видеть на страницах нашего издания (кроме Рычкова и Барабаш), напишите, пожалуйста. Постараемся соответствовать.
С уважением
Константин
11 мая
Пленных не знать: как советская власть уничтожала память о своих солдатах, попавших к врагу
Павел, огромное спасибо, поправили - это ошибка в оформлении, к сожалению, и нам, увы, приходится указывать этот идиотизм. По поводу Вашего комментария выше - смею Вас заверить, как член новой редакции, что никаких изменений в работе с корректорами точно не произошло. Но мы, безусловно, будем стараться внимательней на редакторском уровне вычитывать материалы.
9 мая
Пленных не знать: как советская власть уничтожала память о своих солдатах, попавших к врагу
Павел, здравствуйте! Как один из редакторов Weekly прошу Вас, если у Вас будет минута, сообщить о нашем браке, мы его незамедлительно поправим. И приносим Вам глубочайшие извинения за неудобства.
Что же касается названия, хотя его придумал и не я, то, честно признаюсь, я не очень понимаю Вашей претензии. Как человек коммерсантовской школы, я тут вижу совершенно классический заголовок, который обыгрывает всем известную фразу "пленных не брать" - и при этом довольно точно описывает смыслы, заложенные в текст автором.
Ну и раз уж речь зашла про Арена, поскольку он человек явно скромный и таких вещей говорить про себя не будет, то он действительно хороший писатель и я, пользуясь случаем, горячо рекомендую Вам его роман, который совсем недавно вышел в Издательстве Ивана Лимбаха https://limbakh.ru/index.php?id=9693
И неизменное спасибо за интерес к нашим публикациям!