В одном из отделений Пенсионного фонда России.

В одном из отделений Пенсионного фонда России.

Юрий Смитюк / ТАСС

Россия стремительно стареет. Среднему гражданину теперь 40, еще в 1990-х он был моложе на несколько лет. За последние 35 лет население в стране увеличилось примерно на 5%, а количество пенсионеров – на 50% (с 27,4 млн в 1981 году до 41,4 млн в 2015-м). В Институте социального анализа и прогнозирования считают, что к 2030 году, то есть менее чем через пятнадцать лет, число россиян, за которых работодатели делают пенсионные отчисления (22% от зарплаты), сравняется с числом получателей пенсий.

Что делают власти? Продлевают мораторий на формирование накопительной пенсии и предлагают (а, вероятно, уже решили) повышать пенсионный возраст. Чего правительство не делает, так это не решается отказаться от обременительной и советской по духу системы льготных пенсий. Разберемся – почему.

Что такое досрочная пенсия?

Имеется в виду трудовая пенсия по старости, назначаемая в льготном порядке человеку, не достигшему общего пенсионного возраста, – в России это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Как правило, льготники начинают получать пенсию на 5–10 лет раньше.

Сколько в России досрочников?

Пугающе много. На Гайдаровском форуме, проходившем в середине января, министр труда и соцзащиты Максим Топилин с тревогой в голосе говорил об 11 млн, или четверти от общего количества пенсионеров в стране. Есть и более тяжелые оценки – 30%.

Кто имеет право на досрочную пенсию в России?

Обширный контингент. По закону на трудовую пенсию раньше срока может рассчитывать 21 базовая категория граждан. Все эти категории, в свою очередь, распадаются на бесконечные множества подкатегорий, охватывающих педагогов, врачей, летчиков, докеров, рыбаков, водителей, тюремщиков, шахтеров, тружеников села и Крайнего Севера, работников сцены, военных, сотрудников спецслужб и т.д. Глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов называет Россию «чуть ли не единственной страной, где такой широкий спектр льготников по стажу, треть пенсионеров начинают получать пенсии досрочно».

В этом Россия похожа на Грецию. «В настоящее время в результате попыток выяснить природу щедрых пенсий обнаружилось, что более шестисот профессий в Греции каким-то образом попали в категорию тяжелых: парикмахеры, дикторы на радио, официанты, музыканты и т.д.», – писал Майкл Льюис в книге «Бумеранг», посвященной тому, как разные нации распорядились свалившимся на них избытком денег в 2000-е.

В России история осложняется тем, что государство, провозгласившее капитализм, пытается примирить с ним позднесоветские представления о социальной справедливости.