Сухая маркетинговая информация о том, что самой популярной иномаркой в России стал Renault Logan, а средняя стоимость автомобиля снизилась до 19 тысяч долларов США, косвенно показывает нам, что россияне более не готовы платить за прекрасные автомобили, что им не нужен имидж, стиль и современные технологии. Не большая драма в том, что до нас не доедет Cadillac CTS Coupe, который, безусловно, прекрасен, но факт его продажи показывает лишь то, что в обществе есть экстравагантные люди, не находящиеся в плену традиционных шор. А вот то, что люди все чаще выбирают машины без антипробуксовочной системы, системы стабилизации, АБС, с меньшим количеством подушек безопасности, с меньшим комфортом и внешним изяществом – это очень нехороший знак. Во-первых, это означает, что кризис до сих пор реален. Если бы люди верили в будущее, то позволяли бы себе роскошь в расчете на доходы будущих периодов, как учит нас микроэкономика. Однако, они этого не делают, а если делают, то оценивают свои будущие доходы скромно. Во-вторых, это значит, что большинство автопроизводителей, открывших свое производство в России, переоценили свои силы. Вместо выпуска дорогих седанов и кроссоверов в первую очередь наши люди готовы покупать весьма бюджетные автомобили. Ford, начав собирать в России Focus, здорово угадал, но идея начать собирать крупный Mondeo показывает, что чутье ушло. В-третьих, это хоронит надежды урбанистов на то, что в наших городах станет свободнее из-за того, что люди выберут более экологичные, компактные и комфортные автомобили. Правдоподобно выглядят прогнозы, которые говорят, что 90% машин, купленных на территории России, будут на ее же территории собраны. Так как таможенные пошлины сделают покупку машин иностранной сборки невыгодным предприятием. Между тем, не все машины, до нас не доехавшие, так уж нам нужны. Минивены Ford и Peugeot продавались в минимальных количествах, Chevrolet Spark уходил всегда вяло. Гибриды востребованы мало, так как мания топливной экономичности пока не овладела россиянами. И уж конечно в доступном секторе, где выступает Honda Insight, гибридам пока места нет. Пока, при столь высоких ценах. Кстати, в соседней Финляндии Insight тоже не стал хитом продаж. Есть мнение, что два года назад спрос на гибриды был бы у нас выше. Но тогда они предлагались только в классе премиум. А сейчас клиенты уже не готовы за них ни переплачивать, ни даже платить. Saab и Alfa Romeo – это потеря для маргиналов, ценящих стиль и перфоманс, впрочем, платежеспособный спрос на эти прекрасные качества отсутствовал и в тучные годы. А уход Lifan – скорее даже благо, у нас есть свои «Лады», более современные и понятные.