Вполне логично выглядит решение президента переходного периода Киргизии Розы Отунбаевой поручить формирование правящей коалиции своим соратникам по временному правительству: сначала СДПК, а затем, если она не сумеет это сделать за 15 дней, партии «Ата-Мекен». Она вместе с ними была в оппозиции экс-президенту Курманбеку Бакиеву, затем полгода вместе управляла страной после апрельских событий, поэтому передать им власть после формирования коалиции и нового правительства не так страшно. Но возникает вопрос, почему в этом списке партий, которые должны возглавить процесс создания коалиции, нет победителя кампании – партии «Ата-Журт»? По крайней мере, этот шаг выглядел бы демократичнее, а ведь ради этого и задумывалась конституционная реформа по переходу к парламентскому строю.
Своим шагом Отунбаева пытается не только сохранить власть за своими соратниками, но и помочь им преодолеть трудности на пути создания коалиции, которая, несмотря на многочисленные оптимистичные прогнозы, до сих пор не сформирована. Ведь еще на старте предвыборной гонки двумя безусловными фаворитами считались СДПК и «Ата-Мекен». Но июньские события в Оше, просчеты временного правительства и, в целом, катастрофическая социально-экономическая ситуация в республике ударили в первую очередь по временному правительству. В итоге, СДПК стала лишь второй, «Ата-Мекен» – пятой, а третья проправительственная партия «Ак-Шумкар» и вовсе не попала в состав Жогорку Кенеша. Вкупе с успешным выступлением считающейся реваншисткой партии «Ата-Журт», пророссийской партии Феликса Кулова «Ар-Намыс», члены временного правительства рискуют и вовсе оказаться в стороне от распределения постов в новом правительстве. И в этот момент Отунбаева со своими сторонниками начали свою игру на снижение веса победы оппозиционеров.
Сначала за счет непонятного пересчета за бортом парламента осталась оппозиционная партия «Бутун – Кыргызстан», затем в течение месяца ЦИК не мог подвести окончательные итоги, вероятнее всего, для того, чтобы проправительственные партии смогли договориться с нейтральной «Республикой». Но все эти шаги не помогли, и теперь процесс стал публичным.
Тем не менее, на сегодняшний день самой вероятной связкой для создания коалиции выглядит союз СДПК, «Ата-Мекен» и «Республики». Киргизские эксперты отмечают, что слабым звеном теперь является уже не «Республика» Омурбека Бабанова, руководство которой нашло общий язык с командой Алмазбека Атамбаева, а «Ата-Мекен», которая набрала наименьшее количество голосов и, соответственно, может претендовать на меньшее количество постов. В интересах партии Омурбека Тегебаева сейчас затянуть процесс создания коалиции, чтобы через две недели самим возглавить этот процесс.
С другой стороны, оппозиционные партии «Ар-Намыс» и «Ата-Журт», даже несмотря на внутренние противоречия в рядах последней, добились решения сверхзадачи: стали парламентскими политическими силами с солидными фракциями, и теперь время играет за них. Во-первых, они, объединив усилия, могут серьезно помешать работе нового правительства. Во-вторых, любые ошибки, просчеты, скандалы в новом большинстве будут приближать их приход к власти.
Возможно, двум оппозиционным партиям даже выгоднее переждать предстоящую зиму – традиционно тяжелый период для киргизских властей особенно в условиях колоссального дефицита бюджета, а затем к весне на волне общественного недовольства новым правительством перехватить инициативу и создать новое большинство.