Фото: REUTERS / Konstantin Chernichkin

В Киеве и других городах Украины продолжается массовая акция протеста: сотни тысяч украинцев не согласны с решением украинских властей отказаться от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В Киеве все самое главное происходит на Европейской площади, где сторонники евроинтеграции разбили палаточный лагерь. Спецназ уже пытался освободить площадь, но протестующие сдержали штурм. У здания кабинета министров Украины второй день происходят столкновения между «рассерженными горожанами» и милицией. Киевские правоохранительные органы уже возбудили уголовное дело по факту состоявшихся накануне потасовок.

Slon

поговорил с рядовыми участниками Евромайдана (так окрестили акцию в социальных сетях).

Дария Ткаченко, студентка КНУ: «Мы много лет хотели в еврозону, и тут нас жестко обломали»

«Я пошла на Майдан, потому что хочется жить в стране, которая будет чего-то добиваться, экономика которой будет развиваться, а не стоять на месте. Так же, как и множество людей, я пошла на Майдан, потому что надоело, что политики обещают, обещают, остается последний шаг – и ничего не происходит. Мы делали кучу маленьких шагов, много лет хотели в еврозону, и тут за пару часов нас жестко обломали. Я простояла на площади 12 часов, происходило многое: от концертов и выступлений политиков до шествия к парламенту и администрации президента. Люди вели себя очень культурно, по-европейски: выкидывали мало бычков, мусор собирали... Людей здесь очень много. Я встретила тех знакомых, которых не видела несколько лет. Вышли все! От маленьких украинок и украинцев до бабушек-старушек, которые во все горло кричали лозунги Евромайдана. Сейчас люди привозят продукты и вещи на Майдан. Под ледяным дождем люди стоят на двух площадях Киева или тут же находятся в палатках. Все ждут вечера, и никто не знает, чем это закончится. Могу сказать точно, что правительство обязано что-то сделать, так как народ в гневе и озлоблен».

Ярослава Чухманенко, редактор: «Я и не думала, что среди молодежи так много патриотов»

«Я поехала на Майдан в воскресенье, узнав, что там состоится народное вече, однако атмосферой протеста проникнуться как-то не удалось. Вопреки ожиданиям, на площади увидела очень мало людей. Вот сейчас в новостях читаю: 24 ноября собралось 100 тысяч митингующих, – но мне показалось, что там было не более тысячи-двух. Очень много знакомых – некоторые остаются там ночевать, некоторые приехали из Львова, из других городов. Я поражаюсь их энтузиазму. Удивляет, что так много людей и вправду на что-то надеются. Скажу сразу, что ожидала большего. Намного большего. Я не знаю, возможно, вся активность там происходила вечером или утром, но днем было совсем тускло. На Майдане я провела около двух часов. На сцене играли украинские группы, звучанием похожие на «Ляписа Трубецкого». Группки людей рассеянно стояли на площади, видать, ждали чего-то, как и я. Когда мне стало скучно, я ушла в Мариинский парк, оттуда услышала, как все что-то скандируют, был какой-то взрыв, потом услышала сирену... Поспешила вернуться – а на площади все по-прежнему, тускло и серо.

Видела очень много студентов – я и не думала, что среди молодежи так много патриотов. Естественно, были и пожилые люди, и простые люди среднего класса. Очень много видела футбольных фанатов, пьяных в стельку мужчин (и женщин). Видимо, надеются, что после подписания соглашения жизнь вмиг станет лучше и приятней. Но, возможно, многие из протестующих стоят не столько за ЕС, сколько за импичмент президенту и действующей власти. Судя по новостям, митингующие все еще стоят, правда, их количество уменьшается. Читала, что милиция пыталась разогнать всех слезоточивым газом у кабмина, что министры покидают здание через черный ход... В общем, черт знает, что там творится. Все зависит от окончательного выбора властей в конце месяца, ведь нам дали шанс все обдумать. Но, скорее всего, решение не изменится, по крайней мере сейчас. Потому революция будет продолжаться еще какое-то время, пока все наконец не поймут, что это не имеет никакого смысла, – или им не объяснят посредством этого самого разгона».

Олег Герасименко, предприниматель: «К сожалению, Россия нам не пример: у вас, по-моему, то же самое происходит»

«В первый раз я был на Майдане в пятницу – до часа ночи мы с друзьями там постояли. Второй раз – в воскресенье до полуночи, и сегодня вечером тоже планируем пойти. Там интеллигентные люди, хорошая атмосфера, и понимаешь, что ты не один. В пятницу обходились совсем без политиков, а на трибуны выходили все желающие, но людей было немного. А вчера, конечно, более массовая акция получилась, но остался неприятный осадок, потому что некоторые выступавшие политики, очевидно, хотели попиариться, а не добиться общей цели.

Среди моих друзей нет тех, кто не поддерживает евроинтеграцию. Понятно, что там много студентов, предпринимателей, процентов шестьдесят – молодежь. Если знаете, есть такая аполитичная группа, как хипстеры, – их тоже очень много было. На площади между собой говорят, что нас постоянно обманывает правительство: обещают одно, а делают другое. И причины шире, чем сама евроинтеграция, но хочется хоть по какому-то вопросу на них надавить. Телевидение молчит: практически тишина в эфире, коротко сообщают, что идет митинг, – и до свидания. Канал «Интер» показывает старый концерт Софии Ротару на Майдане в записи.

Я предприниматель, у меня свои счеты с правительством. Я не уверен, чем это закончится, но есть надежда, что если начнутся какие-то жесткие методы, то людей подойдет намного больше. И сейчас все нас поддерживают, но не все идут на Майдан. Эта акция не против России, а все же за европейские ценности и стандарты. Я периодически сталкиваюсь с таможней – там никакие вопросы без взяток нельзя решить. У налоговой есть план, они приходят и говорят: "Извините мне надо вас на 20 тысяч оштрафовать", – и будут тебя проверять, пока что-нибудь не найдут. Убитые дороги, коммуналка растет, люди беднеют на глазах, и я, как предприниматель, вместе с ними беднею. Хочется что-то поменять, и, к сожалению, в этом Россия нам не пример: у вас, по-моему, то же, что у нас, происходит».

Елена Шостак-Багирова, фитнес-тренер, актриса: «Мы присоединились к шествию, и вот там начались провокации»

«Я была на Майдане девять лет назад, пришла и на этот раз. Прочитала пост своей подруги в Facebook, узнала, что друзья там, и присоединилась в субботу поздно вечером. Встретила там много знакомых – членов общественных организаций, "спасовцев", студентов "Могилянки", деятелей культуры. И если где-то в 23 часа еще были "гастролеры", которые, как принято у славян, встречают субботу с бутылкой пива, то глубоко за полночь остались только идейные люди. Я была там до самого утра: грелись бесплатным чаем, бутербродами и танцами. На следующий день начали шествие от памятника Тарасу Шевченко. Пели народные песни на улицах, чувствовался необычайный патриотический подъем. Было обидно наблюдать, как ребята-желторотики охраняют памятник Ленину, на который никто вообще никакого внимания не обращал. Дошли до Европейской площади, и я была поражена количеством людей: студенты, молодежь, пенсионеры, казаки, семейные пары с детьми, общественные активисты, обычные люди, художники, музыканты, мои родители-инженеры, родственники-предприниматели... Никакого быдла, ни одного бранного слова, все мирно, цивилизованно, интеллигентно – я была приятно удивлена.

Затем мы с семьей присоединились к шествию, направлявшемуся к кабмину, и вот там начались провокации. Молодые люди, закрывавшие лица, провоцировали спецподразделения "Беркута", бросали петарды, – и мы получили дубинки и слезоточивый газ. Буквально за час на улицы, граничащие с кабмином и президентской администрацией, было свезено невероятное количество беркутовцев. К ним никто не приставал, только в шутку предлагали присоединиться – ради общего европейского будущего. Пожилые люди пытались их пристыдить: "Ребята, что же вы служите этим преступникам?!" Приблизиться к администрации не удалось – улица была плотно блокирована рядами автобусов и беркутовцами, стоявшими цепями в пять-шесть рядов. Было жаль этих служак. Люди стояли и скандировали лозунги "Украина – это Европа!", "Банду – геть!". Все это время на майдане Незалежности собирались люди, на Европейской площади выступали музыкальные группы, общественные деятели, политики, которые поддерживают европейский курс Украины. К сожалению, сегодня у меня поднялась температура и я не присоединилась, но как только вылечусь – сразу же туда. Нам важно чувствовать, что мы создаем историю и вершим свою судьбу. Ответственность несем также мы. Люди не собираются отступать. Чиновники совсем обнаглели, а народ этого уже не потерпит. Эта волна охватила всю Украину, равнодушных очень мало. Надеемся на успех, но радикальные меры применять не собираемся: украинцы миролюбивые, больше всего здесь не хотят применения оружие».

Ангелина Вяткина, студентка Киевского национального лингвистического университета: «Когда увидели ОМОН, стало страшно, но и понятно, против чего мы боремся»

«Я на Майдане с первого дня, уезжаю домой, только чтобы зарядить телефон, отогреться и переодеться. Действительно, надоели этот президент и эта власть, а отказ от договора по евроинтеграции – это очередной повод, который просто не мог оставить равнодушной. Атмосфера меняется: приезжают новые люди. В субботу ночью оставались киевские студенты, а утром приехала большая делегация из Львова, мы получили сильную поддержку. Когда в воскресенье прошло шествие, люди упали духом, устали и начали расходиться, а после сегодняшней ночи стали гораздо более воинственными, так как увидели ОМОН, "Беркут". Стало страшно, но и понятно, против чего мы боремся. Молодежь – самое сильное, что есть на Евромайдане. Очень много студентов, стоят и пенсионеры, люди среднего возраста, мужчины, женщины – вышли, по-моему, все, кто мог, но еще едут делегации из других городов. Мы стоим на Майдане под стелой, где собираются без политических флагов, мы против любой символики и вообще политики. А на Европейской площади – там вся оппозиция с флагами.

Я не знаю, как нас освещают СМИ, я же тут не смотрю телевизор. Twitter единственное, что спасает: это очень мощный инструмент. В пятницу столько людей вышли через него, и до сих пор информация, где "Беркут", где сбор вещей, появляется там. Я ночью работаю на кухне: очень много людей привозят еду, много бинтов, люди понимают, что мы тут стоим не за деньги, и верят. К сожалению, немногие из моих знакомых вышли: я пыталась расшевелить свой институт, но он пока молчит. Я думаю, что Янукович теперь все-таки подпишет соглашение, а вину переложит на премьер-министра, только вряд ли ему поверят люди. В первую очередь мы стоим за договор, но хотим, чтобы вся власть ушла, хотя не особо видим альтернативу. Оппозиции мы не очень доверяем. Сегодня я подходила к представителям партий и спрашивала, останутся ли их лидеры с нами, когда придет "Беркут". Они сказали: "Конечно нет!" Очевидно, им нужна просто картинка».

Артемий Перцов, руководитель интернет-магазина: «Это не "оранжевая революция", здесь нет политики»

«На Майдане я оказался, как и многие люди, сразу после того, как наша власть резко повернула свой "евромобиль" в обратную сторону. Пришел со второго дня, пробыл там более половины суток. Сейчас, после работы, снова собираюсь туда. Из моих знакомых вышли многие. Это не "оранжевая революция", здесь нет политики. Здесь нет левых или правых. Единственное, о чем говорит оппозиция, – что при подписании ассоциации сразу ожидать улучшений не стоит. Все знают, что будет тяжело, но все готовы ждать, ведь терять уже нечего: все, что могли, уже потеряли.

Также радует дружеская атмосфера и огромное количество молодежи. Это та молодежь, которая не раз была в странах Европы и прекрасно знает разницу между тем, за что они стоят, и тем, что им предлагает власть. Вчера я видел ту интеллигенцию, к которой стремится, пожалуй, каждая здравомыслящая страна. Многие говорят, что на Майдане собралось "проплаченное быдло", "предатели Родины". Скажу честно: дай Бог, чтобы такие люди были во всей стране, тогда и проблем у нас станет намного меньше! За 100 гривен в день (цифра из СМИ) люди бы не стали мерзнуть, отбиваться от ОМОНа, да и горящие глаза за деньги не купить. Поэтому, кто хочет легкого заработка, пусть здесь его не ищет. Есть много других вариантов, к примеру, МММ.

Знакомые передают, что люди по-прежнему стоят, согреваются под песни украинских исполнителей, пьют чай и общаются между собой. Знаю одно: стоять будут до последнего. Здесь нет вождя-революционера, люди хотят перемен: духовных, моральных, финансовых. И единственное, что их может остановить или разозлить, – это навязывание какой-либо политической силы. Об этом прекрасно знает и коалиция, и оппозиция. Манны небесной не будет. Впереди тяжелый путь, но в мире нет таких вершин, что взять нельзя».