Я первый раз услышал этот тезис о стратегии и оргвопросах несколько лет назад от Джо МакКэннона из Института защиты здоровья. Джо был менеджером кампании по сокращению числа предотвратимых смертей в американских больницах. Кампания называлась «Сто тысяч жизней» – согласно большинству экспертов, изучивших этот вопрос, она предотвратила около ста тысяч смертей в результате внедрения простых, обоснованных правил. Среди них – требование мыть руки и требование держать под углом в 45 градусов кровати для пациентов с аппаратами искусственного дыхания. Хагги Рао и я писали об этой кампании в журнале McKinsey Quarterly, если вам интересны подробности. Меня зацепила эта фраза Джо. Кампания, которую он лично вел, имела продуманную, разработанную стратегию и большую глобальную цель. Но важные цели мало значат без тысяч маленьких побед. Мы с моим коллегой Джеффом Пфеффером уже много лет стараемся показать, что воплощение в жизнь, а вовсе не стратегия, – вот что обычно отделяет победителей от неудачников в большинстве областей. И именно так можно объяснить успехи и провалы большинства проектов организационных изменений, маркетинговых кампаний и т.п. Кроме этого, я считаю (писал об этом тут), что одна из опасностей в противопоставлении лидерства и управления состоит в следующем: как бы предполагается, что лидерство – это настоящее дело для статусных фигур, а менеджмент – это повседневные дела, мелкое копошение, которым заняты маленькие людишки. Я вижу это иначе, и тому есть множество подтверждений: эффективное управление, то есть, работа, которую выполняют коллективы из начальников и их последователей, – вот что крайне важно для успеха. Именно они превращают мечты в реальность. P.S. Тут есть и другая возможность. Стратегия, вероятно, очень важна для успеха организаций. Но она может не объяснять различий между организациями, работающих в одной отрасли, потому что следование «правильной» стратегии просто необходимо для выживания, а разница в успешности тех компаний, что все еще живы, объясняется качеством исполнения стратегии. Все фирмы, которые следовали «неверной» стратегии, уже обанкротились. Мне кажется, это разумное и вполне работоспособное объяснение, и оно также подкрепляется исследованиями «популяционной экологии». Slon.ru публикует перевод блога Роберта Саттона по договоренности с автором.
Оригинал поста.