Фото: Alexander Natruskin / Reuters

1 сентября вступил в силу закон, по которому люди, желающие усыновить ребенка, должны будут пройти обязательное обучение в школе приемных родителей. По информации СМИ, в столице уже работают 26 таких школ, а с начала осени еще семь откроется в Подмосковье.

Конечно, само по себе начинание хорошее, кто был бы против. Но как это будет организовано на практике, я не понимаю. И поэтому не уверен, что такие школы помогут решить самую острую проблему – проблему отказа приемных родителей от усыновленных детей и возврата их в детские дома. Вот это самое страшное, что может случиться с сиротой.

Если говорить в целом, то я верю в силу просвещения и образования, но не рассматриваю их в качестве панацеи от всех бед. И особенно в таких тонких вещах, как усыновление, понимание человеком того, что он делает, и тех проблем, с которыми, возможно, придется столкнуться в будущем.

Это очень важный момент: приемные родители должны понимать, как справляться с ситуациями, если поведение ребенка становится неадекватным, к кому можно обратиться за помощью.

При общем одобрении направления движения властей, меня все-таки не оставляет чувство настороженности. На базе чего будут создаваться эти школы? На базе органов опеки, которые сейчас существуют? Но и без этого закона они должны разговаривать с потенциальными усыновителями. Что из этого получается, известно по статистике возвратов детей.

Мне представляется, что именно с этого и надо было начинать. Принятию закона должен был сопутствовать механизм его реализации. Должен быть понятен ответ на вопрос, как это будет делаться. У нас же все с точностью до наоборот: сначала приняли закон, а потом задумались, как его исполнять. Телега опять стоит впереди лошади.

Впрочем, я не исключаю, что на самом деле такой план есть и все уже готово. Но тогда это похоже на операцию спецслужб, когда никто не знает деталей.

При этом я не сомневаюсь, что людей квалифицированных, способных ответить на вопросы родителей или написать пособия, у нас вполне хватает. Нет самого института, где они будут находиться, понятного свода правил.

Может быть, параллель не совсем уместна, но все же я ее проведу. Недавно я стал крестным. В церкви заведен такой порядок, что перед тем, как свершится таинство крещения, крестному подробно объясняют, что это значит. Батюшка вроде бы все хорошо рассказывал, но, на мой взгляд, если человек до этого не понимал, что такое христианство, то после этой беседы он так бы ничего и не усвоил. Потому что нет методики, идет просто импровизация священнослужителя, которая свелась только к тому, что быть крестным – это ответственно. И все сразу превратилось в формальный процесс.

То же может произойти и со школами для приемных родителей. Родителей надо не столько готовить к самому акту усыновления, сколько потом помогать справляться с постоянно возникающими житейскими проблемами. А этого одними занятиями в школе не добьешься.

Отсюда, возможно, и такая статистика: в 2011 году 82 177 детей остались без попечения родителей (в 2010 году – 93 806). Из них 67 520 устроены в семьи на разные формы попечительства, что примерно на 10 000 меньше, чем годом ранее.