«Мы стоим за непрерывную революцию», – писал В.И. Ленин в работе «Отношение социал-демократии к крестьянскому движению». Он имел в виду теорию перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую и подключение к ней крестьянской бедноты. Но уж очень слово точное – «непрерывная».
Наследники Ильича много десятилетий спустя сочинили песню, превратившуюся в мем, «Есть у революции начало, нет у революции конца» (1967). И эти слова тоже, в сущности, оказались пророческими. Протест 2011–2012 годов, спровоцированный очевидными этическими разногласиями с властью (требование честных выборов и шире – честной политики), никуда не делся и превратился в подземный пожар, который в любой момент может вырваться наружу. Причем больше по этическим мотивам (чувство унижения и ущемленного достоинства), чем по политическим.
Творчески переосмысливая Ильича, можно сказать, что этическая революция ввиду неуступчивости властей перерастает в политическую. Ленин нам свидетель: выходящие на улицы люди в связи с тем, что у них в регионе строят гигантскую свалку, в парке – церковь, во дворе – небоскреб, а заодно лишают права избирать и быть избранными и собираться мирно, без оружия, этого не хотели. Но своей глухотой и нахрапистостью власть разных уровней лишь способствует дальнейшей политизации протеста и того, что пока очень условно называется оппозицией.