Фото: страница Аси Казанцевой на фейсбуке
Просветительница и научно-популярная журналистка Ася Казанцева уехала из России из-за угроз за антивоенную позицию. Ее жизнь в Москве все два года войны была насыщенной: в 2022 она родила ребенка, в 2023 издала книгу, продолжала читать лекции о работе мозга и сознания и участвовать в общественно-политической жизни. После того как депутат Госдумы Андрей Луговой опубликовал домашний адрес журналистки с призывами к травле, ей и ее семье стали поступать угрозы. После их очередной эскалации Ася Казанцева решила переехать в Грузию. Republic поговорил с ней о том, что помогает людям пережить трагические времена, чем действие лучше «внутренней эмиграции», что дает кампания с подписями за Бориса Надеждина и бывают ли кроме «черных лебедей» «белые».
«Мне в каком-то смысле парадоксально повезло, что я была беременна на момент начала войны и у меня родился ребенок»
— Прошло всего несколько дней с того момента, как вы уехали из России. Люди, оказавшись в эмиграции, часто рассказывают, что первое время воспринимают ее как временный отъезд, надеются, что через пару месяцев вернутся домой. С вами сейчас так же?
— Я думаю, что ощущение, что это все ненадолго и через пару месяцев мы вернемся домой, было у людей в феврале 2022 года. С тех пор оно стало постепенно ослабевать, и мы все стали предаваться унынию, неважно, кто когда релоцировался. Я совершенно уверена, что наше дорогое отечество починится, но я не знаю, сколько лет это займет. И понятно, что каждый месяц продолжения боевых действий, в том числе по мере того, как появляются новые бенефициары войны, отдаляет возвращение к норме.
— Все вернутся домой очень нескоро?
— Тут невозможно предсказывать, потому что кроме «черных лебедей» бывают и «белые лебеди». Мы регулярно видим, как происходит что-то внезапно плохое, возможно, мы увидим, как произойдет что-то внезапно хорошее.
— Вы не математик, а биолог по образованию, но все же, может быть, интересовались такими расчетами — какова вероятность возникновения этого «белого лебедя»?
— Как биолог по образованию, я могу заявить со всей ответственностью, что люди смертны.
Персоналистские автократии зависят от фигуры лидера, поэтому понятно, что по мере того, как годы будут идти, будет приближаться и тот светлый момент, когда мы избавимся от нынешнего президента.
Даже если он будет продолжать побеждать на выборах всю свою оставшуюся жизнь. Но что будет и кто будет после него, тоже сейчас оценить довольно сложно.