Sergey Elagin/Business Online/ Global Look Press
В Германии очень популярен аргумент, который многое объясняет о положении дел в этой стране: «Das haben wir schon immer so gemacht», то есть «Мы всегда так делали» (и делать как-то иначе не слишком торопимся). В частности, он объясняет, почему на родине первого полнофункционального компьютера в 2020-х компании продолжают использовать факс, во многих магазинах по-прежнему нельзя расплатиться картой, государство и бизнес предпочитают извещать вас о чем-либо бумажными письмами, а на автобанах нередко можно встретить мотоциклистов, использующих разложенные у руля навигационные карты.
Такой европейский анахронизм до глубины души шокирует россиян, оказывающихся на Западе после жизни в крупных городах РФ или «продвинутой» Азии вроде ОАЭ и Китая. Где уровень сервиса и общей цифровизации жизни давно оставил позади ту же ФРГ с ее бумажными объявлениями об аренде квартир и не работающими по воскресеньям магазинами и ресторанами.
Технологически напоминая Москву десятилетней давности, страны Западной Европы при этом компенсируют своим жителям отсутствие круглосуточной доставки еды и цифровых экосистем вроде «Госуслуг» вещами не менее ценными — свободой и правами человека. Но действительно ли между технологической отсталостью Запада и силой его гражданского общества и демократических институтов есть связь?
Есть, и начать можно как раз с «Госуслуг».