«Живой журнал» пошел по стопам многих других социальных сетей (таких, как, например, «ВКонтакте») и объявил о введении собственной виртуальной валюты, «ЖЖетонов». Их минимальный пакет (500 штук) стоит $5; доступны также пакеты по 1000 и 3000 «ЖЖетонов» по цене $9 и $25 соответственно, – как видим, курс плавающий и зависит от суммы.

«ЖЖетоны» – это новый метод оплаты сервисов и виртуальных товаров LiveJournal, включая дополнения и подарки. Вы можете купить «ЖЖетоны» в любой момент с помощью кредитной карты, PayPal, «Яндекс.Денег» или WebMoney. Также вы можете отправлять «ЖЖетоны» друзьям. Причем купленные «ЖЖетоны» можно использовать за один раз или частями, получая сдачу, а то и вовсе передать другому пользователю», – говорит руководитель LiveJournal Russia Светлана Иванникова. – «Вообще, до сих пор в ЖЖ можно было оплачивать сервисы и виртуальные товары всеми возможными способами (кредитками, с помощью электронных платежных систем или sms). Теперь появился еще один. Но виртуальной валютой расплачиваться проще, потому что просто в этом случае вам не нужно прибегать к внешним платежным системам».

В настоящее время «ЖЖетонами» можно оплатить все виртуальные услуги и сервисы, доступные в LiveJournal Shop: платные аккаунты, сертификаты на переименование, виртуальные подарки. Как говорит Иванникова: «исключение составляют футболки, потому что это уже не виртуальная история». Вывод «ЖЖетонов» из системы в кэш также не предусмотрен.

Тарифная политика построена так, чтобы использовать «ЖЖетоны» было выгодно. Например, за купленные на $25 3000 «ЖЖетонов» можно приобрести платный аккаунт на год плюс два месяца в подарок, тогда как при оплате другим способом вы получите платный аккаунт только на год. Планируется, что в случае предоставления «Живым Журналом» каких-либо новых платных сервисов или приложений возможность их оплаты «ЖЖетонами» будет заложена с самого начала.

В деле введения собственных «валют» «Живой журнал» не был первым: сперва об этом объявила социальная сеть «ВКонтакте», а затем, буквально на днях, – Facebook. Основным предназначением фейсбуковской «валюты» – «кредитов» – также является оплата виртуальных подарков и разного рода нематериальных артефактов в онлайновых играх. Аналитики сходятся во мнении, что основным предназначением «кредитов» является повышение вовлеченности пользователей в онлайновые транзакции: предполагается, что один раз приобрести пачку «кредитов» (стоимостью $0.1 каждый) и потом расплачиваться ими юзеру будет проще, чем каждый раз возиться с оплатой мелких сумм по кредитке. Впрочем, Facebook не упускает своего: в частности, комиссионные системы при работе с продавцами составляют 30%. Да и зазевавшийся пользователь легко обнаружит свой кошелек опустевшим: согласно TOS, не использованные за три года «кредиты» могут быть потрачены администрацией принудительно – на виртуальные подарки друзьям владельца кошелька. А если аккаунт пользователя будет деактивирован более шести месяцев или просто удален, накопления на нем попросту сгорят. Вывод средств из «кредитов» в кэш в системе не предусмотрен.

«ВКонтакте», «валюта» которой называется «голос», также позволяет приобретать разнообразные виртуальные финтифлюшки, однако основное предназначение ее системы – работа со сторонними интернет-магазинами. Владелец магазина, желающий предлагать свои товары и услуги многомиллионной аудитории социальной сети, может достаточно несложным образом подключиться к системе при помощи Merchant API. Обещано, что ближайшее время будет реализована возможность покупки пользователями «голосов» без комиссии. Основным же способом заработка системы, очевидно, является взимание комиссионных со сторонних торговцев.

Зачем компании SUP потребовалась вся эта чехарда с собственными «фантиками», ведь о подключении к системе сторонних интернет-магазинов речи не идет? Слова Иванниковой о том, будто с их помощью платить проще, не показались мне убедительными: ведь, чтобы купить «ЖЖетоны», так или иначе придется связываться с внешними платежными системами. А если мне вдруг потребуется приобрести, например, платный аккаунт в ЖЖ, то вместо одного действия (оплата с банковской карты или через платежную систему) мне придется совершать два (сперва покупать «ЖЖетоны», а потом, уже на них – нужную мне услугу), – какое уж тут удобство пользователя?..

Представляется, что внутренняя «валюта» «Живого Журнала» действительно была введена для удобства, но удобства самой компании SUP. Во-первых, «плавающий» курс «ЖЖетонов» устроен таким образом, чтобы стимулировать покупать их побольше и впрок: вместо того, чтобы заплатить настоящие деньги только за ту услугу, которая требуется в данный момент, пользователь имеет соблазн внести авансом куда большую сумму, чтобы получить как можно больше «фантиков». Живые деньги здесь и сейчас стоят куда больше, чем когда-то потом, да и на предоставляемом дисконте компания не обеднеет: ведь себестоимость виртуально нарисованных бутылок шампанского все равно тождественно равна нулю, а те же футболки, себестоимость которых не иллюзорна, купить за «ЖЖетоны» все равно нельзя.

Во-вторых, компания здорово снижает нагрузку на бухгалтерию: вместо огромного потока копеечных микроплатежей, осуществляемых настоящими деньгами, теперь придется принимать только сравнительно крупные суммы. С учетом многомиллионной аудитории ЖЖ, экономия на процессинге обещает оказаться весьма ощутимой.

Наконец, в-третьих, можно было бы не городить излишних сущностей с «фантиками», а все то же самое сделать с настоящими деньгами, заведя каждому пользователю свой абонентский счет, как это делают, например, сотовые операторы, – с которого и списывать деньги за потребляемые услуги. Но тогда для биллинга этих услуг пришлось бы заводить сертифицированную биллинговую систему, а если пользователь пожелал бы снять со своего счета остаток неиспользованных средств, заморачиваться с возвратом денег, как того требует действующее российское законодательство. Не то чтобы такие случаи были очень частыми, но среди миллионов пользователей их было бы немало, а сама по себе процедура возврата копеечной суммы являлась бы процессом муторным и дорогостоящим. В то же время, «фантики» можно учитывать как угодно и чем угодно, а предоставление услуги, с точки зрения закона, заканчивается в тот момент, как пользователь купил себе «ЖЖетоны» – субстанцию столь же неопределенную и виртуальную, как и нарисованные подарки. И если этих «ЖЖетонов» у него и остался неизрасходованный излишек, возвращать за них деньги администрация ЖЖ ни по какому закону не обязана.

В общем, введение «ЖЖетонов», никакой валютой, конечно же, не являющихся и ни к каким платежным системам отношения не имеющих, оказывается на поверку изящным маркетинговым ходом, позволяющим простимулировать авансовые платежи пользователей и сократить внутренние издержки компании.