Иллюстрация: © GettyImages / Fotobank.ru

Иллюстрация: © GettyImages / Fotobank.ru

Эта статья была опубликована в новом номере мобильного журнала Slon Magazine — «Продавать, а не защищаться: почему блокировки пиратских сайтов уйдут в прошлое».

Все номера нашего журнала можно загрузить бесплатно в AppStore

Совет Федерации одобрил новый вариант антипиратского законопроекта, который теперь защищает авторские права не только в области видео, но и в литературе, музыке и программном обеспечении. В законе, который начнет действовать с 1 мая 2015 года, принципиальных новшеств несколько. В законодательство вводится норма о досудебной процедуре урегулирования споров между владельцами сайтов и правообладателями: поправки обязывают владельца сайта в течение 24 часов удалить любой объект, а не ограничить к нему доступ, на основании электронной жалобы. Кроме того, законопроект предусматривает пожизненную блокировку сайтов, которые неоднократно и неправомерно размещали нелицензионный контент.

Звучит угрожающе. Но если посмотреть, как развивается антипиратское законодательство в США и Европе, становится понятно, что российские законодатели лишь довели до абсурда уже устаревшую западную модель регулирования авторских прав в сети. Ей осталось жить недолго.

Цифра как проблема

В 2012 году мне довелось присутствовать на встрече представителей многочисленных звукозаписывающих компаний c вице-президентом по продуктам Facebook Крисом Коксом. В Facebook тогда задумались о создании внутреннего музыкального сервиса и прощупывали почву, пытаясь выяснить, на каких условиях музыкальные лейблы готовы делиться с пользователями своим контентом. Атмосфера была достаточно напряженная. Топ-менеджер сидел за стеной корпоративных юристов, которые не давали ему открыть рот: любое высказывание, касающееся соблюдения авторских прав в социальной сети, могло быть использовано против него. А представители музыкальной индустрии не демонстрировали никакого энтузиазма. 

На той встрече мне запомнилось эмоциональное выступление одного из адвокатов, который в нескольких словах описал причину настороженности правообладателей. Понимаете, сказал он, многие здесь заблуждаются, считая, что владельцы контента очень заинтересованы в новых каналах его распространения, особенно каналах цифровых; на самом деле они были счастливы в доцифровую эпоху, сейчас же их жизнь превратилась в правовой ад, в котором бесконечные переговоры с посредниками занимают не меньше сил и времени, чем война с ворами, – ни те ни другие все равно не дают нормально зарабатывать. Зал одобрительно загудел. Чем все закончилось, известно: собственное музыкальное хранилище в социальной сети делать не стали, но предложили инструмент для интеграции сторонних сервисов. 

Похожая ситуация и с видео. Основатель Netflix, главной надежды мировой легальной видеодистрибуции, Рид Хэйстингс рассказывает в книге «Netflixed: The Epic Battle for America's Eyeballs», c каким трудом ему дались переговоры с первыми партнерами по видеосервису: на нескольких встречах его буквально умоляли аккуратнее выходить в интернет и не снижать инвестиции в службу почтового проката DVD-дисков, которая тогда была основным направлением бизнеса компании: «Дальше мы стали лучше понимать друг друга, но лишь потому, что другого выхода не было: все понимали, что нелегальному интернет-рынку распространения нужно что-нибудь противопоставить. Нас приняли как своих вынужденно, без особого воодушевления».