Уже шесть лет подряд приход теплого времени года в Киргизии означает очередной виток уличной политической борьбы. Однако годовщина апрельских событий прошла спокойно, вопреки всеобщим ожиданиям. 7 апреля 2011 года, ровно год спустя после революции, повлекшей свержение режима Курманбека Бакиева, вокруг «Белого дома» (дом правительства КР – авт.) в центре Бишкека не было ни масштабных акций протеста, ни воинских подразделений и усиленных отрядов милиции. Властям удалось без потерь преодолеть этот психологически важный день. 

Более того, все официальные СМИ республики рапортуют об успешных 100 днях работы коалиционного правительства во главе с премьер-министром Алмазбеком Атамбаевым. Правящее большинство занесло себе в актив долгожданную политическую стабилизацию.
Действительно, можно считать достижением, что таким разным политическим силам, входящим в коалицию, как партии СДПК, «Республика» и «Ата-Журт» удалось продержаться вместе так долго. Во многом это заслуга премьер-министра, который прилагает все усилия для сохранения правительства.
Как плюс новой власти эксперты отмечают, что весь накал политических страстей, наконец, перешел с улиц в коридоры парламента, где недели не проходит, чтобы не произошло конфликта или даже драки между депутатами. Помимо этого приводится внушительный список экономических достижений, некоторые из которых выглядят как минимум спорно. Например, ожидаемое повышение зарплат бюджетникам с 1 мая в условиях дефицитного бюджета иначе как популистской мерой с непредсказуемыми последствиями назвать нельзя. Или, например, правительство себе в заслугу записало итоги переговоров с потенциальными инвесторами по строительству подстанции «Датка–Кемин». Властям удалось снизить ее стоимость на $46 миллионов, но когда она будет построена – неизвестно.

Но спокойствие политической жизни – это лишь затишье перед бурей, ведь главное испытание – президентские выборы – еще впереди. Полномочия президента переходного периода (ППП) Розы Отунбаевой заканчиваются 31 декабря 2011 года, поэтому выборы должны состояться в октябре–ноябре. По коалиционному соглашению, кандидаты в президенты должны покинуть свои посты за 4 месяца до выборов. Юристы посчитали, что крайний срок объявления выборов – 30 июня, и в этот же день кандидаты должны уйти в отставку.
Это, вероятнее всего, будет означать конец коалиции, ведь среди участников есть несколько потенциальных кандидатов, которые будут вынуждены сложить свои полномочия. Пока никто из политиков официально не объявлял о планах выдвижения кандидатур на президентские выборы, но это не значит, что их нет. По оценкам директора фонда комплексных исследований «Форсайт» Мелиса Джунушалиева, «только в партии «Ата-Журт» на сегодняшний день насчитывается как минимум три кандидата, которые могут побороться за высший в республике пост: это лидер политической силы Камчибек Ташиев, спикер парламента Ахматбек Кельдибеков и экс-министр финансов Марат Султанов». В числе наиболее вероятных претендентов глава правительства Алмазбек Атамбаев, а есть еще парламентская оппозиция «Ар-Намыс» и «Ата-Мекен» и несколько заметных игроков, не попавших в Жогорку Кенеш. Нельзя окончательно списывать со счетов и Розу Отунбаеву. По слухам, которые ходят в Бишкеке, ППП и ее ближайшее окружение не прочь остаться у власти, хотя для этого нужно внести изменения в Конституцию. 

Распад коалиции и начало предвыборной борьбы будут означать, что с таким трудом достигнутая политическая стабильность прервется как минимум на полгода. Да и избрание президента не приведет к ее немедленному возвращению. Конституционная реформа 2010 года изменила привычные для главы государства на постсоветском пространстве полномочия президента Киргизии. Ему вновь придется искать компромисс в парламенте для формирования большинства и правительства. Так что 30 июня все только начнется.