Социальные сети продолжают раздумывать над проблемой монетизации своего бизнеса. Попытка ввести платную регистрацию на «Одноклассниках» не вызвала ажиотажа у пользователей, наоборот – стала одной из причин падения популярности этой социальной сети. По данным опроса «Ромир», проведенного осенью 2009 года, 82% пользователей Рунета негативно относятся к платной регистрации. Еще у соцсетей есть возможность продавать дополнительные сервисы – к этому пользователи относятся получше, но все же недостаточно хорошо, чтобы принести владельцам сетей ощутимые прибыли. По данным того же опроса, 77% пользователей не готовы платить за виртуальные сервисы, и лишь 23% делает это охотно и с удовольствием. Сеть «ВКонтакте» решила подойти к решению проблемы радикально: не готовы платить за виртуальные услуги? Пусть платят за реальные. По данным двух источников Slon.ru на рынке, «ВКонтакте» занимается разработкой собственной брендированной платежной системы. Еще один источник знает, что речь идет о возможном изменении статуса системы голосов, которыми сейчас можно расплатиться за виртуальные услуги внутри сети, например, за виртуальный подарок или верхнюю позицию в рейтинге. Косвенным подтверждением предстоящего изменения статуса системы голосов может служить сообщение, опубликованное в группе «Официальный клуб разработчиков API ВКонтакте»: «Также не рекомендуется разрабатывать приложения, возвращающие голоса пользователям. Они не запрещены, но вскоре из-за некоторых изменений они практически не будут представлять интереса для пользователей». Запрос Slon.ru представители «ВКонтакте» оставили без ответа. Представитель DST – акционера социальной сети – информацию не подтвердил, но и не опроверг, пояснив, что холдинг не комментирует операционную деятельность компаний, в бизнес которых инвестированы средства. Голоса – это внутренняя валюта сети, которая продается за реальные деньги (7 рублей за голос) через SMS, и которую можно использовать в играх, работающих внутри сети. Но за пределы «ВКонтакте» эту валюту не выведешь. В результате у некоторых участников социальной сети скопилось огромное количество голосов, с которыми не понятно, что теперь делать. А это, в свою очередь, породило «черный рынок» голосов

 
Прямая речь

«Администрация «ВКонтакте» решила узаконить черный рынок голосов»

Управляющий партнер агентства «Социальные сети» Денис Терехов
о монетизации бизнеса социальных сетей:
У социальных сетей фактически есть три способа заработать деньги. Первое – это медийная реклама. Проще говоря, баннеры, которые висят на страницах сайта. Тут у социальных сетей есть серьезное преимущество перед обычными сайтами, так как они могут очень четко таргетировать аудиторию. Пользователи ведь заполняют анкету. Таким образом, баннер может показываться, например, только девушкам с 18 до 25, проживающим в Пензе.
Второй способ – это различные sms-сервисы. Начиная от вступления в сеть за платную sms (как это сделали «Одноклассники»), заканчивая подарками, повышающими различные рейтинги голосами и другими подобными «мульками», которые есть во всех сетях. Кстати, у «ВКонтакте» даже возник «черный рынок» «голосов»: если официально их можно купить за 7 рублей, то у «проверенных людей» оптом за 3,5–4 рубля.
И третий способ – это спецпроекты. Брендированные группы, коммерческие приложения и прочее, но тут сети испытывают серьезную конкуренцию со стороны армии специалистов по social media marketing, которые готовы в десятки и сотни раз ниже официального прайса (партизанскими методами) создавать рекламные группы. Насколько я знаю, «ВКонтакте» активно борется с подобными незаконно-коммерческими группами. Но всегда остается открытым вопрос, где заканчивается самоорганизованная группа фанатов каких-нибудь джинсов или мобильных телефонов и начинается капиталистический чистоган.
Что касается «электронных денег» «ВКонтакте», то фактически это те же самые рейтинговые голоса с расширенным функционалом. Учитывая, что «черный рынок» голосов прекрасно функционирует, администрация сервиса, решила узаконить то, что существовало де-факто. По принципу, если не можешь победить проблему, ее нужно возглавить.
 

, покупателями на котором выступают различные специалисты по «партизанскому маркетингу», организующие рекламные группы и продвигающие всякие товары и услуги. Цена голоса «на черном рынке» вдвое ниже, чем у самой «ВКонтакте» – 3,5 рубля. Это – единственный способ вывода денег из сети, который, конечно, не может устраивать компанию. Логично создать легальный способ обналичивания голосов в соответствии с принципом: если революцию нельзя задушить, надо ее возглавить. Создание собственной платежной системы позволит решить еще одну проблему: сейчас социальные сети должны отдавать 40–50% комиссии провайдеру за платежи по sms. Если заменить sms-оплату электронными деньгами, можно сэкономить. Особенно если привлечь к делу какую-нибудь родственную компанию. Таковая у «ВКонтакте» имеется – это QIWI, в капитале которой тоже присутствует DST. Бывший директор платежной системы e-Port, ныне председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам ассоциации НАУЭТ Борис Ким не исключил

 
Прямая речь

«Я бы не стал исключать, что именно «Qiwi кошелек» станет платежным движком для «ВКонтакте»»

Директор платежной системы Qiwi Борис Ким
о будущем платежей в социальных сетях:
Если не считать рекламы, социальные сети монетизируются путем продажи разных услуг, игр. сейчас основным каналом оплаты услуг являются премиальные смс – инструмент, имеющий множество недостатков, не очень прозрачная правовая схема, дороговизна для провайдеров, поскольку 40–50% забирает себе оператор сотовой связи и агрегатор. 
Но у них есть большой плюс, они действуют мгновенно, а ведь многие платежи в социальных сетях носят спонтанный характер, когда пользователю нужно заплатить «здесь и сейчас». А культура использования банковских карточек у нас сейчас не развита, хотя если посмотреть на статистику, проценты оплаты через карты и терминалы самообслуживания постоянно растет, и сейчас доля платежей через терминалы, по моей информации, составляет примерно четверть. 
Думаю, в перспективе будет происходить перераспределение платежных инструментов, и люди будут уходить от премиальных SMS. 
Есть и другая проблема: находясь внутри сети, не так-то просто заплатить другому человеку, а еще сложнее заплатить за какие-то услуги, хотя сети заинтересованы в том, чтобы как можно дольше удерживать человека на сайте, это основной их капитал.
Но и эта проблема начинает решаться. «ВКонтакте» запустила в прошлом году API, позволяющее создавать платежные приложения, и они уже имеют некоторую популярность. Сейчас есть два таких приложения: «Вебмани» и «Кошелек Qiwi».
Следующим шагом после разработки API было бы разработка собственной брендированной платежной системы, как это сделали в Mail.ru, у которой есть система Деньги@Mail.ru, платежная система внутри сервисов Mail.ru и попутно за другие сервисы. 
В этом направлении движение идет, и следующим шагом «ВКонтакте» будет обзаведение такой системой. Как я понимаю, «Одноклассники» тоже смотрят в эту сторону. 
Конечно, они могут откусить какой-то кусок [рынка платежных систем], но платежные системы – не тот бизнес, которым можно заняться «по щелчку», так же, как и бизнес социальных сетей. У тех же «Вебмани» тоже много пользователей. Показывают они 20 млн пользователей, но при этом они не строят социальную сеть, поскольку это очень специфический бизнес. Так что, я полагаю, речь будет идти не о разработке с нуля собственных платежных системах, а о партнерстве с одной из существующих. Это будет и дешевле, и быстрее, а главное, будет постоянное развитие. Точно так же и «Яндекс» сначала вступил в партнерство, а потом и купил «Пейкэш».
У нас есть определенные родственные отношения с «ВКонтакте» через общего акционера DST. DST ни там, ни у нас не имеет контроля, но имеет большой вес как опытные и разумные люди, поэтому такой возможности я бы не стал исключать, что именно «Qiwi кошелек» станет [платежным] движком для «ВКонтакте».
 

, что «QIWI-кошелек» может стать платежным движком для «ВКонтакте». Еще один претендент – Webmoney, который не так давно запустил в социальной сети сервис взаимного кредитования. Представитель Webmoney Петр Дарахвелидзе от комментариев отказался. По данным председателя НП «Электронные деньги» Виктора Достова, сейчас проникновение электронных кошельков в социальную сеть «ВКонтакте» ограничивается 150 000 пользователей при 60 млн зарегистрированных аккаунтов. Собственная платежная система, по его мнению, позволит привлечь гораздо больше пользователей. Аналитик «Финама» Татьяна Менькова оценивает

 
Прямая речь

«Платежная система «ВКонтакте», может занять до 10% на рынке электронных платежей»

Аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова
о перспективах «ВКонтакте» на рынке электронных платежей:
С учетом того, что «ВКонтакте» развивают у себя платные сервисы и, более того, ориентируют на это разработчиков ПО, с которыми сотрудничают, потребность в электронных платежах у пользователей сети достаточно велика. В этой уже привычной и дружелюбной среде многие пользователи по советам друзей смогут совершить тот психологический прорыв, который связан для среднего обывателя с подключением к электронным платежным системам. 
Освоившись, они станут прибегать к услугам той платежной системы, в которой уже имеют счета и для внешних покупок за пределами «ВКонтакте». Таким образом, потенциально в перспективе ближайших трех лет платежная система «ВКонтакте», может, развиваясь с опережением других систем, вовлечь несколько миллионов пользователей и занять существенную долю на рынке электронных платежей, минимум 10%. 
Нынешний оборот сети «ВКонтакте» мы оцениваем примерно в $25 млн. 
 

потенциал собственной платежной системы «ВКонтакте» в 10% рынка. Объем рынка электронных кошельков в 2008 году составил 250 млрд рублей, данные за 2009 год будет обнародованы 16 марта. Есть, правда, два потенциальных препятствия – намерение ЦБ отрегулировать рынок электронных кошельков и глава в законопроекте о национальной платежной системе, разрешающая эмиссию электронных денег только кредитным организациям.