Социальные сети продолжают раздумывать над проблемой монетизации своего бизнеса. Попытка ввести платную регистрацию на «Одноклассниках» не вызвала ажиотажа у пользователей, наоборот – стала одной из причин падения популярности этой социальной сети. По данным опроса «Ромир», проведенного осенью 2009 года, 82% пользователей Рунета негативно относятся к платной регистрации. Еще у соцсетей есть возможность продавать дополнительные сервисы – к этому пользователи относятся получше, но все же недостаточно хорошо, чтобы принести владельцам сетей ощутимые прибыли. По данным того же опроса, 77% пользователей не готовы платить за виртуальные сервисы, и лишь 23% делает это охотно и с удовольствием. Сеть «ВКонтакте» решила подойти к решению проблемы радикально: не готовы платить за виртуальные услуги? Пусть платят за реальные. По данным двух источников Slon.ru на рынке, «ВКонтакте» занимается разработкой собственной брендированной платежной системы. Еще один источник знает, что речь идет о возможном изменении статуса системы голосов, которыми сейчас можно расплатиться за виртуальные услуги внутри сети, например, за виртуальный подарок или верхнюю позицию в рейтинге. Косвенным подтверждением предстоящего изменения статуса системы голосов может служить сообщение, опубликованное в группе «Официальный клуб разработчиков API ВКонтакте»: «Также не рекомендуется разрабатывать приложения, возвращающие голоса пользователям. Они не запрещены, но вскоре из-за некоторых изменений они практически не будут представлять интереса для пользователей». Запрос Slon.ru представители «ВКонтакте» оставили без ответа. Представитель DST – акционера социальной сети – информацию не подтвердил, но и не опроверг, пояснив, что холдинг не комментирует операционную деятельность компаний, в бизнес которых инвестированы средства. Голоса – это внутренняя валюта сети, которая продается за реальные деньги (7 рублей за голос) через SMS, и которую можно использовать в играх, работающих внутри сети. Но за пределы «ВКонтакте» эту валюту не выведешь. В результате у некоторых участников социальной сети скопилось огромное количество голосов, с которыми не понятно, что теперь делать. А это, в свою очередь, породило «черный рынок» голосов
У социальных сетей фактически есть три способа заработать деньги. Первое – это медийная реклама. Проще говоря, баннеры, которые висят на страницах сайта. Тут у социальных сетей есть серьезное преимущество перед обычными сайтами, так как они могут очень четко таргетировать аудиторию. Пользователи ведь заполняют анкету. Таким образом, баннер может показываться, например, только девушкам с 18 до 25, проживающим в Пензе.
Второй способ – это различные sms-сервисы. Начиная от вступления в сеть за платную sms (как это сделали «Одноклассники»), заканчивая подарками, повышающими различные рейтинги голосами и другими подобными «мульками», которые есть во всех сетях. Кстати, у «ВКонтакте» даже возник «черный рынок» «голосов»: если официально их можно купить за 7 рублей, то у «проверенных людей» оптом за 3,5–4 рубля.
И третий способ – это спецпроекты. Брендированные группы, коммерческие приложения и прочее, но тут сети испытывают серьезную конкуренцию со стороны армии специалистов по social media marketing, которые готовы в десятки и сотни раз ниже официального прайса (партизанскими методами) создавать рекламные группы. Насколько я знаю, «ВКонтакте» активно борется с подобными незаконно-коммерческими группами. Но всегда остается открытым вопрос, где заканчивается самоорганизованная группа фанатов каких-нибудь джинсов или мобильных телефонов и начинается капиталистический чистоган.
Что касается «электронных денег» «ВКонтакте», то фактически это те же самые рейтинговые голоса с расширенным функционалом. Учитывая, что «черный рынок» голосов прекрасно функционирует, администрация сервиса, решила узаконить то, что существовало де-факто. По принципу, если не можешь победить проблему, ее нужно возглавить.
, покупателями на котором выступают различные специалисты по «партизанскому маркетингу», организующие рекламные группы и продвигающие всякие товары и услуги. Цена голоса «на черном рынке» вдвое ниже, чем у самой «ВКонтакте» – 3,5 рубля. Это – единственный способ вывода денег из сети, который, конечно, не может устраивать компанию. Логично создать легальный способ обналичивания голосов в соответствии с принципом: если революцию нельзя задушить, надо ее возглавить. Создание собственной платежной системы позволит решить еще одну проблему: сейчас социальные сети должны отдавать 40–50% комиссии провайдеру за платежи по sms. Если заменить sms-оплату электронными деньгами, можно сэкономить. Особенно если привлечь к делу какую-нибудь родственную компанию. Таковая у «ВКонтакте» имеется – это QIWI, в капитале которой тоже присутствует DST. Бывший директор платежной системы e-Port, ныне председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам ассоциации НАУЭТ Борис Ким не исключил
, что «QIWI-кошелек» может стать платежным движком для «ВКонтакте». Еще один претендент – Webmoney, который не так давно запустил в социальной сети сервис взаимного кредитования. Представитель Webmoney Петр Дарахвелидзе от комментариев отказался. По данным председателя НП «Электронные деньги» Виктора Достова, сейчас проникновение электронных кошельков в социальную сеть «ВКонтакте» ограничивается 150 000 пользователей при 60 млн зарегистрированных аккаунтов. Собственная платежная система, по его мнению, позволит привлечь гораздо больше пользователей. Аналитик «Финама» Татьяна Менькова оценивает
потенциал собственной платежной системы «ВКонтакте» в 10% рынка. Объем рынка электронных кошельков в 2008 году составил 250 млрд рублей, данные за 2009 год будет обнародованы 16 марта. Есть, правда, два потенциальных препятствия – намерение ЦБ отрегулировать рынок электронных кошельков и глава в законопроекте о национальной платежной системе, разрешающая эмиссию электронных денег только кредитным организациям.
0
http://www.slon.ru/articles/308648/