Просить государство занять денег для компании – необычная для России мера. Но нынешняя ситуация с железнодорожной инфраструктурой крайне напряженная. С одной стороны, все предыдущие годы тарифы искусственно сдерживались с целью замедления инфляции. Соответственно, инфраструктура не развивалась, а стагнировала. С другой стороны, экономика растет, а вместе с ней увеличиваются грузопотоки и экспортные поставки. Как все это вывозить? У РЖД два основных источника инвестиций: тариф и субсидии. Тариф сдерживает государство. Отсутствие при этом субсидий привело к тому, что монополия стала предлагать свои варианты выхода из сложившейся ситуации. Ведь государство ограничивает доходы и одновременно требует, чтобы все грузы были вывезены. Потенциал у компании для сокращения расходов есть, но опять-таки система индексации тарифов не стимулирует к этому: ведь все, что будет сэкономлено, – будет изъято. И пока государство заставляет снижать издержки, инфраструктура ветшает. В общем, в наличии – клубок проблем, который хоть и медленно, но распутывается. Однако грузы-то надо вывозить уже сейчас. Некоторые предлагают идти на рынок заемных средств. Но что дальше? Простая математика: в первый год компания займет 100 млрд рублей под 4% годовых, и только на обслуживание долга будет тратить 4 млрд в год, не считая самого долга. В дальнейшем, когда привлекут все 400 млрд, обслуживание составит 16 млрд рублей в год! Отдавать эти деньги компания сможет только из доходов – значит, необходим дополнительный рост тарифа только для обслуживания долга. А если государство продолжит сдерживать тарифы, то компания сможет «осилить» долг, только прекратив другие свои инвестпроекты и направляя все свободные средства только на его погашение в течение нескольких лет. Значит, страна должна забыть про новые ж/д линии, локомотивы и новые вагоны. Тупик. Анализ мировой практики показывает, что либо владелец инфраструктуры сам ее содержит и развивает при условии установления тарифов на экономически обоснованном уровне, либо государство финансирует развитие инфраструктуры. Россия идет другим путем, но каким?

Ни в коем случае не хочу защищать ОАО «РЖД»: у компании хватает недостатков (раздутые издержки, непрозрачность, негибкость). Но отсутствие физической возможности вывезти весь груз из-за неспособности инфраструктуры – уже не прогнозы, а суровая действительность. И с этим надо что-то делать. Если ответственные ведомства допустили такую ситуацию, то пусть предлагают механизм выхода из нее. Но фактически они молчат и ничего не предпринимают.
Отсюда напрашивается решение: выделить инфраструктуру и отдать на содержание государству по аналогии с автодорожной сетью. Правда, есть опасность, что тогда ж/д магистрали станут такими же, как и автодороги. На их месте в России зачастую остались лишь направления.