Иллюстрация: twisted_lemon / flickr.com
Сегодня глава Apple Тим Кук во второй раз выступит перед американскими законодателями, попытаясь предложить свой план урегулирования налоговых претензий к корпорации (напомним, Apple благодаря лазейкам в фискальной системе Ирландии, только с 2009 по 2012 год укрыла от налогов как минимум $74 млрд дохода). Первое выступление Кука в сенате США показало, что компании с большой вероятностью удастся избежать судебных разбирательств и выплат громадных штрафов – формально все чисто. Но и на открытый конфликт с правительством Apple тоже не пойдет. Корпорации сейчас приходится решать сразу две проблемы, которые в будущем скажутся на ее финансовом положении. Европейские преференции скоро могут стать историей, а американское правительство требует масштабного расширения производства на территории США.
Допитый double irish
Ирландия последние 5–7 лет играла важную роль в развитии глобального рынка высоких технологий. Комфортный налоговый режим в совокупности с различными инфраструктурными преференциями и удобным географическим положением притянул туда ведущих игроков отрасли. Сказать, что Apple, Microsoft, Amazon и другие корпорации открывали ирландские подразделения только ради низкого корпоративного налога нельзя: все-таки Ирландия долго и последовательно подстраивала свою экономику под нужды IT-бизнеса, а работать в Дублине было действительно удобно – если уж говорить о европейском аналоге Кремниевой долины, то сложился он именно там. Но цементирующей основой этого успеха стала именно налоговая система. Налог на чистую прибыль 12,5% и схема double irish (Ирландия не считает резидентами компании, управляемые из-за рубежа. а американские власти в свою очередь взимают налоги только с компаний, зарегистрированных в США – в результате при правильной настройке управления налоги со значительной части прибыли можно не платить вовсе) позволяли компаниям, мягко говоря, с большой выгодой для себя поддерживать долгосрочную финансовую стабильность.
Кимберли Клаузинг, профессор экономики в Reed College, один из главных специалистов по национальным налоговым системам, полагает, что «ирландский режим» был не просто приятным бонусом для американского IT-бизнеса, а важным системным фактором, определяющим в конечном счете стоимость продуктовой линейки производителей. Проще говоря, если придерживаться этой версии, не будь «ирландской Кремниевой долины», айфоны бы стоили дороже.
Теперь, после того как double irish публично разоблачен американскими властями, будущее «ирландской долины» туманно. С одной стороны, правительство Ирландии ответило на претензии США в том духе, что налоговая система страны является честной и прозрачной, а бороться с корпоративными схемами минимизации налоговых выплат необходимо на международном уровне. Но это обычная в таких случаях формальная дипломатическая поза. В реальности министерство финансов Ирландии уже ясно дало понять, что рассматривает возможность реформирования системы корпоративного налогообложения и раздумывает над вариантами поэтапного устранения лазейки, позволяющей транснациональным корпорациям сводить к минимуму выплаты по налогам на прибыль.
Если эта поэтапная реформа будет доведена до конца, преимущество Ирландии для хайтек-бизнеса будет уже не столь очевидным. Главная проблема в том, что найти ей альтернативу сегодня непросто – аналогичных по совокупным параметрам и преимуществам офшоров просто не существует. На рынке это отразится самым непредсказуемым образом, считает Клаузинг, – от постепенного снижения капитализации крупнейших игроков рынка до повышения стоимости выпускаемых ими товаров.
Параллельно в ЕС разрабатывается закон, который, как ожидается, потребует от компаний раскрывать данные о прибыли и уплате налогов по каждой стране Европы в отдельности, а Еврокомиссия начала расследование в отношении Apple за незаконные продажи смартфона iPhone. Европейская жизнь американских хайтек-компаний больше никогда не будет такой же вольготной, как раньше.
Патриотичное производство
Непростые процессы параллельно происходят и в США. Пока видно, что Аpple, как и ирландские власти, ведет двойную игру. На первый взгляд может сложиться впечатление, что Кук отбивается от властей жесткими ответными претензиями, требуя срочного реформирования «подрывающей конкурентоспособность США» налоговой системы. По мнению главы корпорации, одним из пунктов новой реформы должно стать установление «адекватного налога» на прибыль, полученную за рубежом, что создаст условия для возможности возврата в страну заграничного капитала.
На поверхности – бескомпромиссная позиция, на деле – попытка откупиться от правительства новыми рабочими местами. Американские власти давно требуют от транснациональных компаний масштабного развертывания программ по возврату производств с азиатского рынка на территорию США. В конце прошлого года Apple уже начала собирать на родине новые iMac. Теперь Кук обещает, что до конца этого года компания инвестирует более $100 млн в американские производства маков – причем не только iMac, но и Mac mini. Заводы Apple появятся в штатах Аризона, Кентукки и Иллинойс.
Маки сегодня, конечно, не столь важны для Apple, как мобильные устройства, но перенос их сборки в США в результате скажется и на стоимости производства iPhone и iPad. Компания всегда равномерно распределяла финансовую нагрузку между разными производственными направлениями. Перенос производства из Китая и других стран Азии в США повышает себестоимость продукции как минимум на 15–25%. И возмещать вновь возникшие потери Apple может именно за счет розничных цен на мобильные гаджеты.
Этот негативный сценарий, правда, – дело относительно далекого будущего. Резкого повышения стоимости, выходящего за рамки прежней ценовой динамики в линейке Apple, не случится, потребитель не должен ничего заметить. Но стратегически все сложнее: у Apple теперь не будет прежнего пространства для ценовых маневров. Иначе говоря, если раньше компания могла за счет нескольких подушек безопасности искусственно сдерживать повышение цен, то теперь делать это, скорее всего, не будет.