Фото: Антон Белицкий / Коммерсантъ
Экономический кризис уже привел к росту плохих долгов: статистика показывает, что все больше людей не гасят выданные им кредиты. Это значит, что участники рынка попали в новую ситуацию. Банки вынуждены думать над тем, как избавиться от «токсичных кредитов», это их основная головная боль. А также над тем, как тщательнее и эффективнее проверять заемщиков. Заемщики, в свою очередь, трезвеют и начинают думать о приоритетах сбережения над потреблением, а заодно учатся себя вести с «санитарами леса», орудующими на черном рынке потребкредита. Многих из этих проблем можно было бы избежать и не решать их сегодня в авральном порядке, если бы государство сделало правильные выводы из прошлого долгового кризиса.
Понятно, что стремительная девальвация рубля, подскочившая инфляция и снижение реальных доходов россиян не могли не привести к нарастанию проблем в банковском секторе – в части перекредитованности населения, роста плохих долгов и, соответственно, просрочки возврата кредитов.
Так, рост долгов с просрочкой более 90 дней в розничном кредитовании, по данным НБКИ (Национального бюро кредитных историй), по состоянию на 1 апреля составил 36% в годовом исчислении. При этом по разным типам займов картина тоже различная. В залоговом кредитовании (ипотека и автокредиты) качество долгов остается относительно высоким, и понятно почему: такие заемщики в среднем гораздо более финансово грамотны. А вот в секторе беззалогового кредита ситуация ухудшается – доля просроченной задолженности растет.
В первом квартале этого года Объединенное кредитное бюро (ОКБ) зафиксировало рекордный рост уровня просроченной задолженности. Самый быстрый рост просрочки наблюдался в сегменте необеспеченных кредитов. Задолженность по кредитам наличными с начала года выросла на 2,7%, и ее мартовское значение составило 20,07%. Просрочка по кредитным картам с начала года выросла на 1,66%, до 15,81%. Уровень просроченной задолженности по автокредитам увеличился на 1,1%, до 11,23%, по ипотечным кредитам – на 0,58%, до 3,58%.
Сами по себе эти цифры не катастрофичны. В США, к примеру, плохие частные долги тоже составляют большой объем. Однако дьявол кроется в деталях – в структуре плохих долгов: американский невозврат сосредоточен в ипотечном секторе и обеспечен недвижимостью.