Brendan McDermid / Reuters

В Высоком суде Лондона завершается процесс по иску Ливии, точнее, ее государственного инвестиционного фонда (LIA) к инвестиционному банку Goldman Sachs. Предмет спора – сделка, заключенная в 2008 году, как раз перед масштабным финансовым кризисом. Инвестор тогда продал ливийцам опционы на покупку валюты и акций ряда компаний (City Group, Allianz и других). После обвала рынков пакет практически обесценился – на этой сделке LIA потерял более $1 млрд.

От Ливии, еще в то время, когда ею правил Муаммар Каддафи, последовали угрозы. Представителю Goldman Sachs, курировавшему сделку, пришлось буквально спасаться бегством. До расправы дело не дошло – спор продолжился в суде, где фонд потребовал возмещения убытков.

Ливийцы заявили, что не понимали толком деталей сделки. Что она, по сути, была им навязана. В прессу также попали истории о том, как инвестор завоевывал расположение ливийцев. Одного из них – брата заместителя главы LIA – взяли на стажировку в Goldman Sachs. А когда он был на отдыхе, представитель банка якобы снял для него проститутку.

Goldman Sachs не единственный банк, для кого бизнес с Ливией времен Каддафи обернулся неприятностями. В США инвесторов, боровшихся за доступ к нефтяным доходам государства (фонд LIA располагал капиталом в десятки миллиардов долларов), подозревали в коррупции. Конкретно – в нарушении закона о коррупции за рубежом, который запрещает давать взятки иностранцам (в обмен на преимущества в бизнесе).

В прессе фигурировали и другие истории о подарках, вечеринках и приеме влиятельных персон (или их родственников) на работу в западные компании.