Аэропорт Пулково.

Аэропорт Пулково.

Peter Kovalev / REUTERS

Эмиграция из России в разы больше, чем цифры, о которых нам сообщает Росстат. На прошлой неделе это подтвердил доклад «Эмиграция из России в конце XX – начале XXI века», подготовленный Комитетом гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина. Как отмечают авторы работы, «для получения реального представления о масштабах эмиграции из России ежегодные данные Росстата необходимо корректировать в три-четыре раза в сторону увеличения».

Но если проделать эти несложные вычисления и получить правдивые цифры эмиграции, окажутся ли они выше, чем в других странах? Стоит ли воспринимать процесс как массовое бегство? Будет ли этот поток расти и за счет кого? Обо всем этом в четырех наглядных графиках.

Независимо от того, насколько занижены данные Росстата, они позволяют сложить впечатление о динамике эмиграции из России. График показывает, на какой период сырьевой конъюнктуры и какие события в экономике пришелся наибольший отток. До начала 1990-х стране пока далеко, но показатели эмиграции второй половины девяностых путинская Россия середины 2010-х уже уверенно перешагнула. Самые низкие цифры были в относительно благополучные для России 2000-е: согласно глобальному исследованию Gallup Polls, только 17% допускали мысль о переезде в другую страну – чуть-чуть больше, чем в Новой Зеландии, и существенно меньше, чем в Великобритании, Германии и Южной Корее (во всех трех странах таких оказалось 27%).