Несмотря на валютные шоки и бюрократизацию, которая сопровождает рост прозрачности рынка, российский винный рынок развивается, приближаясь к более цивилизованной европейской модели. Прямой импорт ритейла смягчил для потребителя падение курса национальной валюты. В отсутствие прямой рекламы компании вкладываются в обучение персонала клиентов и проводят винные фестивали для потребителей.
В то же время российские власти то и дело подбрасывают виноторговцам и виноделам задачки на сообразительность. Взять, например, помарочный сбор. До 1 января 2019 года импортер или винодельня могли сканировать в системе ЕГАИС первую и последнюю акцизную марки одного диапазона из каждой партии вина. А с Нового года для приема и отгрузки фуры с одной позицией вина необходимо разгрузить, распаллетить, извлечь из коробки каждую бутылку и отсканировать марку. При том же обороте процедура требует дополнительных складских площадей и увеличения штата. Приведет ли это к подорожанию вина для российских потребителей? И что еще нового ожидает нас в винотеках и супермаркетах после праздничного боя курантов?