kremlin.ru

Повесткой минувшей недели чуть менее чем полностью завладело происшествие в небе над Белоруссией. В воскресенье, 23 мая, самолет ирландского лоукостера Ryanair, летевшего по маршруту Афины — Вильнюс, совершил экстренную посадку в аэропорту Минска из-за сообщения о минировании, что вскоре сам перевозчик квалифицировал как «акт воздушного пиратства». Окончательные итоги инцидента подводить рано, но по прошествии недели развитие событий в целом выглядит ожидаемо:

1. Объяснения Минска никого не убедили. Пассажиры рейса Роман Протасевич, экс-главред оппозиционного Telegram-канала Nexta, признанного в Белоруссии экстремистским, и его девушка, россиянка Софья Сапега, арестованы и в настоящее время допрашиваются белорусскими силовиками с пристрастием, о котором нам лишь остается догадываться. Сами эти задержания с использованием военной авиации дают исчерпывающее объяснение произошедшему — невзирая на призывы главы российского МИДа Сергея Лаврова, «оценивать ситуацию не сгоряча, не впопыхах, а на основе всей имеющейся информации».

Ни публикация Минском стенограммы переговоров экипажа с белорусским диспетчером (глава Ryanair Майкл О'Лири охарактеризовал текст расшифровки как содержащий ложные и неточные фрагменты), ни апелляция к Швейцарии как якобы к первоисточнику сообщения о мифическом взрывном устройстве (власти страны заявили о своем полнейшем неведении), ни приобщенный к делу ХАМАС (тоже категорически отвергнувший свою причастность) не изменили международного отношения к инциденту.

Для западных политиков — да чего уж там, любого здравомыслящего человека — все перечисленное обладало приблизительно такой же степенью убедительности, как известная версия президента Путина, высказанная им в общении с французским коллегой Макроном, об отравлении Алексея Навального «Новичком», организованном самим оппозиционером (и, как мы помним, подхваченная белорусским лидером и не менее тонким конспирологом Александром Лукашенко: «Это фальсификация, никакого отравления Навального не было»).

2. Москва приняла сторону Минска. «Самолет президента Боливии в свое время посадили. Президента вывели из самолета, и ничего, тишина», — прибег к сомнительной аналогии Владимир Путин в ходе состоявшейся в пятницу сочинской встречи (открытой ее части) с Лукашенко. После того как крупнейшие европейские перевозчики решили облетать территорию Белоруссии стороной, отказ РФ согласовать обходные маршруты некоторым из них (Air France и Austrian Airlines) породил скороспелые гипотезы о рисках воздушной изоляции России за проявленную солидарность. Вскоре, однако, Росавиация дала разъяснения — сначала неофициальные, а затем официальные — которые свелись к бюрократическим проволочкам. В свою очередь, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал отмену рейсов «технической». В воскресенье стало известно, что Россия выдала разрешение авиакомпании Air France на новый план полетов по маршруту Париж — Москва — Париж в обход воздушного пространства Белоруссии. Аналогичное разрешение по маршруту Вена — Москва — Вена получил австрийский перевозчик.

Поддержка Москвой родственного режима проявилась в решении предоставить второй транш российского кредита Минску в размере $500 млн, о котором, как поспешил напомнить Песков, стороны условились еще до истории с Ryanair. В обозримом будущем вероятен также третий транш, деталей которого, как утверждается, в Кремле «не знают».

kremlin.ru

3. Экономический ущерб Белоруссии растет на глазах. На неформальной встрече министров иностранных дел стран ЕС обсуждались новые санкции, которые предположительно затронут калийную и нефтехимическую промышленность, а также финансовый сектор республики. О новых мерах заявили и в США: «полные блокирующие санкции» будут введены уже в ближайший четверг и коснутся девяти «белорусских государственных предприятий, ранее получивших льготы по ряду генеральных лицензий министерства финансов».

Тем временем сомалийская выходка Лукашенко нанесла чувствительный удар по авиационной отрасли — ведущие европейские перевозчики решили избегать воздушного пространства Белоруссии. Более того, по словам источника Forbes в одном из отраслевых ведомств РФ, облетают теперь Белоруссию, в том числе, и российские авиакомпании.

Среди очевидных пострадавших — аэропорт Минска, на который приходится 96% пассажирских перевозок республики. И это, заметим, в тяжелейший для рынка период коронакризиса: за прошлый год общий пассажиропоток всех одиннадцати белорусских аэропортов составил лишь 2 млн человек (в 2019 году было свыше 5,3 млн).

Явно поубавится работы и у государственной «Белаэронавигации», по собственным данным, обслужившей в 2019 году чуть менее 330 тысяч воздушных судов от приблизительно тысячи авиакомпаний. Выполнение пятилетних планов по удвоению пассажирооборота, объема аэронавигационных и экспорта транспортных услуг — в рамках задачи «Обеспечение доступности и качества авиаперевозок, безопасности полетов и авиационной безопасности» — представляется отныне крайне проблематичным.

Трудно сказать что-либо определенное о будущем национальной авиакомпании «Белавиа», остро зависимой от полетов за рубеж (Белоруссия слишком маленькая и бедная страна для развития большого количества внутренних рейсов). Теперь же маршрутная сеть перевозчика (порядка 60 пунктов назначения) сокращается наполовину после решения саммита Евросоюза запретить белорусской авиации летать над территорией ЕС. И едва ли такую потерю восполнят сочинские договоренности Путина и Лукашенко об открытии новых рейсов «Белавиа» в российские города.

Во всяком случае пока перспективы «Белавиа» выглядят прескверно. Гендиректор перевозчика Игорь Чергинец не смог сдержать эмоций:

«Не дожидаясь даже начала расследования [западные страны] фактически ввели санкции против «Белавиа", которая никаким боком не имела отношения к данному инциденту, — написал управленец на своей странице в Facebook. — Явно спланированные действия правительств по закрытию не только их стран для посадки наших бортов, но даже с особой фашистской извращенностью закрывают один за одним воздушные коридоры. Издеваются над нами, над людьми вне зависимости от паспорта. И это до расследования инцидента, в котором может и есть виновные, но точно не "Белавиа». Это, конечно же, полное попрание основ демократии. Подлость. Да еще, правда, соседи решили, как всегда, на этом заработать. Но это как раз не удивительно».

Гендиректор «Белавиа» Игорь Чергинец / facebook.com/belavia

Что и вправду не удивительно, так это заведомая готовность белорусской власти к сопутствующему ущербу. Воздушная блокада и новые санкции — должно быть, неприятная, но приемлемая для Лукашенко цена сведения счетов с оппозицией. Диктаторам вообще свойственны смелые экспромты, и риск любого из них заранее стоит расценивать, как бомбу, заложенную под целыми индустриями, а то и всей национальной экономикой. Можно десятилетиями проводить производственные совещания, проявлять заботу о рабочих местах, разглагольствовать о важности развития экспорта и привлечения в страну иностранных инвестиций. Но ценность перечисленного не идет ни в какое сравнение с отчаянной и безоглядной решимостью режима в удушении политического протеста. И для России это, увы, не менее справедливо, чем для Белоруссии. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госзанятость. «И это правильно — страна должна заботиться о своих гражданах»