В московской мечети

В московской мечети

City News Moskva / Global Look Press

Если западные страны после начала полномасштабной войны сразу и безоговорочно поддержали Украину, то мусульманские государства либо придерживаются нейтралитета, либо в разной степени поддерживают Москву. Российские мусульманские лидеры однозначно поддерживают вторжение РФ, хотя Коран запрещает участие в захватнической войне. Фарида Курбангалеева поговорила с писателем и востоковедом Ренатом Беккиным о том, почему мусульманское духовенство не выступило против агрессии, каким образом оно вовлекает в войну паству, почему борьба с внешним врагом не сплотила людей разных вероисповеданий внутри страны и может ли это привести к гражданской войне.

— Не так давно президент Украины ездил в Саудовскую Аравию, где встречался с руководством этой страны, а также с лидерами Лиги арабских государств. Как духовные лидеры мусульман России объясняют своей пастве эту ситуацию, ведь получается, что колыбель ислама поддерживает «нациста» Зеленского?

— Нельзя сказать, что арабские страны поддерживают Россию — они пытаются балансировать. Они видят в том, что сейчас происходит, хорошую возможность играть на противоречиях между двумя «сражающимися тиграми» и извлечь из этого максимальную выгоду. Наиболее яркий пример здесь даже не арабские страны, а Турция. Но и другие страны мусульманского мира, за исключением, наверное, Сирии, занимают примерно такую же позицию. Во-первых, для них это идеологическая выгода — они хотят занять в современном мире более значимое место. А во-вторых, они видят для себя очевидные экономические преимущества.

Что касается «духовных лидеров мусульман», то таковых в России просто нет. В России насчитывается более 70 муфтиятов разного уровня, в том числе как минимум три духовных управления, претендующих на общефедеральный уровень. У нас в стране муфтий — это не богослов, а бюрократ. Что касается реакции на визит Зеленского в Саудовскую Аравию, то она была предсказуемо сдержанной. Никто не хочет плевать в колодец и ссориться с одной из ведущих мусульманских стран. Когда надо — можно дать комментарий, а можно просто не заметить.

— А российские мусульмане не чувствуют диссонанса в том, что противопоставляют себя всем остальным мусульманам?

— Я уже отметил выше, что в самой России нет единства мусульман. Нет фигуры, которая бы пользовалась среди них непререкаемым авторитетом. И дело тут не только в политике: имеют значение национальные, культурные и иные различия. Вообще, единство в исламе закончилось после смерти Пророка — уже при жизни его сподвижников началась первая смута и гражданская война. Другое дело, что это может быть просто плюрализмом мнений, который не приводит к вооруженным конфликтам. Тогда это хорошо.

Ренат Беккин

— Почему российское мусульманское духовенство так активно поддержало вторжение в Украину?

— А куда им деваться? Если пять лет назад достаточно было просто промолчать и не высовываться, то сейчас нужно, чтобы муфтии или патриарх выступали с публичными заявлениями в поддержку внутренней и внешней политики Путина, просто отмолчаться уже не получится. В противном случае такого религиозного деятеля попросят на выход. Желающие занять его место уже стоят в очереди.

Кроме того, ни один муфтий в здравом уме и трезвой памяти не станет рубить сук, на котором сидит. Это же люди очень прагматичные, некоторые из них занимают свои должности десятилетиями. Тот же [председатель Центрального духовного управления мусульман] Талгат Таджуддин стал муфтием еще при Брежневе, в 1980 году.