Константин Кропоткин
Второй год подряд Россия официально не представлена на Buchmesse, важнейшем книжном форуме мира. Причина очевидна — российское военное присутствие в Украине. Что не отменяет вопросов, один из которых: можно ли словами прекратить войну? На словах, пожалуй, можно.
Очевидное — первым делом: на книжной карте западного мира вместо России теперь — пятно. Не то пустое, не то чёрное. Россия неуважаемая, воображаемая. Что до цифр, то в списке участников было всего два издательства с пометкой Russia — оба детские, оба независимые, «Самокат» и «Феникс».
Уже в простых числах ясно, как просто было затеряться «русскому духу» на нынешней франкфуртской книжной ярмарке, которая к юбилейной дате ещё не добралась до рекорда 2019 года, но, по заверениям организаторов, уверенно возвращается к прежним масштабам: 4200 стендов из 130 стран — столь разнообразной книжной витрины в мире больше нет нигде.
Без российского стенда в этом году обошлись, но завсегдатаю Buchmesse его легко представить, — прежде, почти два десятилетия подряд красно-сине-белый, превратно понятый конструктивизм имитировал русский книжный мир. Содержание стенда с течением лет, если судить субъективно, менялось лишь в сторону увеличения книг-портретов бессменного вождя, в остальном же было так же тускло, как и год, и пять тому назад.