Нечасто случается так, что проблема, которую все единодушно признают главной, вдруг оказывается невключенной в формальную повестку дня. Еще более удивительно для непосвященного наблюдателя, что с началом заседаний первый же выступающий львиную долю внимания уделяет как раз тому самому вопросу, который не попал в повестку. Именно такое произошло в Женеве, где с 30 ноября по 2 декабря прошла 7-я министерская конференция Всемирной торговой организации. Может, прибывшие на берега озера Леман 2700 делегатов разом оказались под воздействием часто меняющегося здесь атмосферного давления? Нет, все делалось осознанно. И главный застрельщик первого дня – генеральный директор ВТО Паскаль Лами, который как раз и отошел сходу в своем выступлении от повестки, был, как обычно, в форме после обязательной утренней пробежки. Оказывается, все неспроста. Высший форум ВТО – конференция министров – обычно собирается не реже одного раза в два года. Однако последняя встреча была ровно четыре года назад. С 2001 г. страны-члены этой организации ведут переговоры так называемого Доха-раунда, который должен был завершиться в начале 2005 г., однако продолжается до сих пор, побив все рекорды длительности. На памяти нынешних участников позапрошлая конференция в мексиканском Канкуне 2003 года, которая потерпела полное фиаско из-за острейших разногласий между участниками – условно богатым «Севером» и бедным «Югом». С тех пор Раунд Развития (таково его второе название) пребывает в глубоком кризисе, правда, с эпизодическими просветами. Усвоив уроки недавнего прошлого, члены ВТО приняли мудрое решение: собраться и поговорить в целом о делах, о настоящем и будущем многосторонней торговой системы, порешать некоторые злободневные вопросы, как, например, споры по вопросам интеллектуальной собственности или уточнение правил электронной торговли. Их и внесли в формальную повестку дня. А вот от проведения официальной переговорной сессии в рамках Дохийского раунда решили отказаться и не включили ее в повестку. Но, как остроумно заметил Паскаль Лами, «невозможно проигнорировать слона в комнате». Но его и не собирались игнорировать. Интрига торговых переговоров Доха-раунда проста и сложна одновременно. Он был начат с благородной целью выравнивания того дисбаланса, который сложился по линии «Север-Юг» в результате предыдущего Уругвайского раунда торговых переговоров (1986-1994 гг.). Как принято считать, богатые страны «Севера» получили тогда большие преимущества. Сердцевина переговоров Раунда Развития – условия торговли продукцией сельского хозяйства, хотя на долю агросектора в мировом ВВП приходится не более 8%. Однако именно сельское хозяйство играет критически важную роль для экономик большинства развивающихся стран. Относительная простота ситуации заключается в том, что богатые страны, Евросоюз и США прежде всего, широко используют фермерские субсидии, вследствие чего производители из бедных стран оказываются в неравных условиях с коллегами из богатых – они попросту не могут выйти со своей продукцией на мировые рынки. Казалось бы, отменить субсидии фермерам в богатых странах, и все встанет на свои места. Но вот ровно на этом месте ситуация из простой превращается в крайне сложную. Всякое урезание сельхозсубсидий, к примеру, в ЕС, – крайне болезненная мера, результатом которой могут быть не только масштабные манифестации фермеров с тракторами и быками в крупных городах, но и смена правительства. Кроме того, в Европе необходимость субсидий агросектору мотивируется еще и причинами цивилизационного характера – как необходимость сохранения естественного природного ландшафта в странах Старого Света. Однако с подобными аргументами трудно садиться за стол переговоров с представителями бедных стран (их, кстати, в ВТО большинство), где цена вопроса зачастую связана с физическим выживанием населения сельскохозяйственных районов. Летом 2008 г. развязка на переговорах Доха раунда почти была найдена. В общих чертах она состояла в том, что США и ЕС значительно сокращают сельхозсубсидии и сельхозтарифы, а в обмен крупнейшие развивающиеся страны – Бразилия, Индия – соглашаются понизить тарифы на промышленную продукцию, что открывает доступ на эти рынки производителям развитых стран. Не договорились лишь по некоторым техническим параметрам. Однако потом грянул кризис, спутавший многие карты и давший новый импульс политике протекционизма. Сегодня никто не выступает против завершения Раунда развития – все за. Эксперты уже подсчитали, что либерализация рынков в результате новых договоренностей принесет мировому сообществу $300 – 700 млрд дополнительной выгоды. Участники 7-й конференции ВТО в Женеве договорились дать новый толчок переговорам Доха раунда в марте 2010 г. при помощи «подведения итогов». В этом, собственно, и состоит самый конкретный итог завершившегося форума. Однако постоянные участники переговоров и наблюдатели знают, что не все решается в Женеве за столом переговоров. Для завершения раунда необходимо еще одно важнейшее условие: проявление политической воли главными участниками мировой торговли, каковыми на сегодняшний день в первую очередь являются США. Но в Вашингтоне сейчас приоритетными остаются внутренние вопросы – финансовое регулирование, реформа системы здравоохранения и др. До внешнеэкономического досье пока не доходят руки. На скорейшем завершении раунда настаивают сегодня, прежде всего, развивающиеся страны, которые зачастую больше зависят от торговли, чем богатые. Хотя мировое сообщество все-таки надеется на завершение Дохийского раунда переговоров к концу 2010 года, в эти сроки сроки достичь данной цели будет очень трудно. С такой оценкой в ходе конференции выступил министр торговли Китая Чэнь Дэмин, и он, скорее всего, прав. Присутствовавшая в Женеве российская делегация, к сожалению, не смогла в полной мере участвовать в работе конференции. Причины две: мы пока не члены ВТО и потому не имеем права голоса; в ходе конференции нашим приоритетом было продолжение контактов в рамках переговорного процесса по присоединению к ВТО. Два слова о первой причине. Некоторые продолжают наивно полагать, что мы якобы выиграли от того, что в период кризиса оказались вне ВТО и потому смогли лучше защититься. Не далее, как вчера 2 декабря президент Медведев вновь заявил о том, что повышение пошлин не принесло желаемого результата. Протекционизм гораздо больше перекрывает кислород здоровому бизнесу, нежели спасает его. Но вопрос гораздо шире. В рамках ВТО обсуждается целый пакет проблем и готовятся новые соглашения. Совершенно очевидно, что если вы не участвуете в этом процессе, то и ваши интересы не будут учтены в итоге. У России есть серьезные и долгосрочные интересы во многих торговых сферах: и сельском хозяйстве, и отдельных видах промышленной продукции, и выработке новых правил игры в сфере конкурентной политики и инвестиций и пр. Чем дольше мы отсутствуем в обсуждении этих вопросов, тем большими потерями это грозит нам обернуться в будущем. Дмитрий Медведев, похоже, неплохо осознает это, поэтому недавно в Стокгольме на саммите Россия-ЕС он признался, что Россия готова идти в ВТО той дорогой, которая окажется короче. Это важные слова. Сделанное в июне с.г. скоропалительное и плохо проработанное заявление о присоединении к ВТО Таможенным союзом в составе России, Казахстана и Белоруссии фактически блокировало переговорный процесс. С тех пор наше руководство предпринимает попытки частичного «отыгрывания назад», что весьма непросто. Таможенный союз уже не остановишь, с одной стороны. Но с другой, в самом Таможенном союзе после подписания ключевых документов в конце ноября в Минске остается масса скрытых камней преткновения, о которых публично предпочитают умалчивать (тарифы на чувствительные товары, несовершенство Таможенного кодекса и др.). Между тем, на переговорах с партнерами в рамках присоединения этих проблемах не скроешь. Наша делегация уже получила целый список конкретных вопросов по Таможенному союзу, на которые очень непросто найти ответы, ибо в некоторых сферах их вообще нет – не прописано в документах. Прибывшая в Женеву всего на один день глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина имела серию важных встреч: с гендиректором ВТО, с коллегами из США, Швейцарии и другими. Главный обсуждавшийся вопрос – как ускорить присоединение к ВТО. Все собеседники придерживаются, в общем-то, одной позиции – они готовы содействовать максимально быстрому присоединению России к ВТО. Об одновременном присоединении всех трех стран речи не идет. Присоединяться «на согласованных условия» и «желательно в одно время», как часто заявлял в последнее время первый вице-премьер Игорь Шувалов, тоже вызывает массу обоснованных вопросов со стороны партнеров. В частности, – как можно подтянуть Белоруссию до уровня России и Казахстана, если она практически еще не начинала собственно переговоры о присоединении? Вопрос членства в ВТО вовсе не сводится к соображениям престижа, как это было, скажем, в случае «семерки». Как уже неоднократно говорилось, отечественному бизнесу нужны равные с другими права на внешних рынках, избавление от дискриминационного подхода. И еще. Нам все-таки придется когда-то приступить к модернизации. Членство в ВТО для этого, конечно, не главное условие, но и без него с модернизацией точно ничего не выйдет.