Любой россиянин твердо знает, что с автомобильной промышленностью в стране, мягко говоря, большие проблемы. С одной стороны, за державу обидно: во всем мире выпускают автомобили, а у нас, скажем так, нечто похожее на эти устройства. И вроде надо вкладывать деньги, пытаться сделать производство конкурентоспособным… С другой стороны, большой вопрос в том, какие для этого должны приниматься меры и стоит ли государству идти до конца в своем желании иметь собственный развитый автопром. Проект стратегии развития автопрома до 2020 года говорит о том, что такое желание у государства, к счастью или к несчастью, есть. В последнее время россиян, желающих приобрести иностранную машину, последовательно «переубеждали» высокими пошлинами, усложненными таможенными правилами, пугали транспортным налогом… И вроде все эти протекционистские меры принимались и принимаются для спасения отечественного производства, но вот насколько они эффективны – большой вопрос. Тот, кто хочет купить зарубежный автомобиль, купит его, несмотря ни на что, а процент «сомневающихся» между нашим и импортным крайне невысок. Выделять очередные десятки миллиардов рублей в поддержку «АвтоВАЗа» тоже абсолютно бесполезно, поскольку очевидно, что завод выпускает неконкурентоспособную продукцию, отстает на несколько десятков лет, и разумными инвестициями, похоже, дело уже не спасти. Итак, ограничительные меры не работают, постоянное субсидирование «АвтоВАЗа» не приводит к сколько-нибудь заметным результатам. Lada Priora – пример гостя в лучшем случае из конца 80-х прошлого века. Возникает вопрос: что же делать? На мой взгляд, уже давно надо было бы честно признать: наш опыт по выпуску собственных автомобилей уже завершился, и завершился, в общем-то, ничем. К сожалению, отечественный автомобиль не может составить конкуренцию не то что немецким, американским или японским маркам, но даже корейским и китайским. Если признаться в этом самим себе, жить стало бы гораздо проще. Конечно, сразу появится возражение о социальной значимости крупных производств для отдельных регионов, о рабочих местах и вообще благополучии людей. Когда началась перестройка, многие военные предприятия простаивали или вовсе закрывались, а какие-то из них начали выпускать принципиально иную продукцию и выжили. С автомобилестроением примерно та же история – потребуется некоторый адаптационный период, который будет не так просто пережить, но усилия могут с лихвой окупиться в будущем. Единожды потратив внушительную сумму на переориентацию автомобильного производства, можно было бы сохранить большую часть сотрудников, не допустив роста безработицы и социальных волнений. Я верю в то, что у нас в стране много действительно одаренных и работоспособных людей, которые могли бы создать продукцию, востребованную на мировом рынке. И делать это лучше с чистого листа, поскольку, повторюсь, опыт «АвтоВАЗа» продемонстрировал практически полную бесполезность постоянного государственного субсидирования неэффективных производств. Отмечу, что стратегия развития автопрома до 2020 года предполагает стимулирование локализации сборки. Я считаю, что в целом это более чем правильная мера. Действительно, по возможности надо стремиться к тому, чтобы машины иностранных концернов собирались в России, создавали новые рабочие места в нашей стране. Да, у нас растущий перспективный рынок. Да, проблем с местом, где построить завод, и трудовыми ресурсами нет. Хотя, справедливости ради, отмечу, что себестоимость строительства завода в России гораздо выше, чем в том же Китае – хотя бы за счет менее благоприятного климата, не говоря уже о стоимости рабочей силы. И потом, далеко не каждая иностранная компания готова начать автопроизводство в России, и было бы нелепо в этом кого-то винить. Если каждая страна будет требовать максимальной локализации, дело дойдет до абсурда: потребуется открыть сотни заводов Ford, Nissan и Mitsubishi по всему миру. Не стоит стремиться к максимальной локализации, подходить к этому вопросу следует разумно и без фанатизма, оставляя за каждой конкретной автомобильной компанией право принимать окончательное решение о том, открывать ли в России собственное производство. К вопросу об инвестициях в НИОКР, создании двигателей на ядерном топливе, беспилотных автомобилей и автоплатформ для освоения Луны... Все это проекты даже не завтрашнего, а после-послезавтрашнего дня, и пока России было бы гораздо более логично сконцентрироваться на решении насущных задач. Попытка создать электромобиль – это уже более чем амбициозная и сложно реализуемая на практике задача.