За полтора года мирового кризиса экономические новости негативного свойства стали привычными, хотя все равно продолжают угнетать, особенно, если речь идет о росте безработицы. Мировая торговля ощутила воздействие кризиса более остро, чем мировая экономика в целом: в 2009 г. ее падение составило 12%. Между тем, на протяжении почти всего послевоенного периода рост мировой торговли обгонял рост экономики. На этом фоне возникла глубокая потребность в серьезных позитивных новостях. И вот, кажется, они появились. Протекционизм в мировой торговле в последние месяцы снижается, однако все еще продолжает представлять угрозу для мировой экономики. Таков осторожный вывод, содержащийся в совместном докладе ВТО-ОЭСР-ЮНКТАД, подготовленном для лидеров стран «двадцатки» в соответствии с их просьбой, высказанной в ходе последнего саммита G20 в Питтсбурге в сентябре 2009 года. Доклад охватывает период с 01 сентября 2009 г. по середину февраля 2010 г. Доля мирового импорта, отмечено в документе, попавшая под воздействие возросших тарифов и других протекционистских мер в указанный период, составила всего 0,4%. Аналогичный показатель за период с октября 2008 г. по октябрь 2009 г. составил 0,8% . В мире наблюдаются признаки возобновления роста мировой торговли и производства. Особенно ощутим рост торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где лидерами выступают Китай и другие страны Юго-Восточной Азии. В течение этого года ожидается и постепенное восстановление притока прямых иностранных инвестиций. Вместе с тем, на данный момент говорить о возобновлении устойчивого роста рано: восстановлению мировой экономики пока препятствует фактор неопределенности. О необходимости борьбы с торговым протекционизмом лидеры «двадцатки» заговорили еще на вашингтонском саммите в ноябре 2008 г. Тема была продолжена на саммите в Лондоне в начале апреля 2009 г. Наконец, в принятом в Питтсбурге в сентябре 2009 г. итоговом совместном заявлении участники саммита «двадцатки» вновь заявили о необходимости противодействовать протекционизму, ибо как раз в этой чрезвычайно важной антикризисной сфере успехи G20 оставались минимальными. Так, сразу после вашингтонского саммита страны-члены «двадцатки» приступили к активному наращиванию ограничительных мер, направленных на поддержку национального бизнеса в условиях кризиса. По данным «Центра по исследованию экономической политики» (CEPR – Centre for Economic Policy Research) на сентябрь 2009 г., лидером по количеству примененных в отношении страны дискриминационных мер (100 мер в 55 странах) явился Китай. На втором месте – США (86 мер), на третьем – Германия (84 меры). Среди членов G20 17 стран ввели ограничительные меры в торговле. Наиболее масштабные защитные меры были предприняты Китаем – они затронули сразу 164 страны. Россия по этому показателю на шестом месте (угроза для 117 торговых партнеров). Правда, РФ была признана абсолютным лидером по количеству «самых вредных» защитных мер – таковых принято около 20 (повышение импортных таможенных пошлин на телевизоры, отдельные виды проката, трубы из черных металлов, легковые автомобили). Кстати, в конце 2009 г. президент Дмитрий Медведев в одном из своих выступлений признал, что большинство ограничительных мер в торговле, введенных в России в связи с кризисом, не дали ожидаемого результата. В начале 2009 г. Евросоюз, Китай и Япония категорически выступили против плана «Покупай американское», предложенного президентом Бараком Обамой, после чего сенат США смягчил пункт, разрешавший при проведении строительных работ на деньги бюджета использовать только американские материалы. Недобрый пример нарушения единого рынка в ЕС подало французское руководство, выдвинувшее в качестве условия помощи своему автопрому предложение не переносить сборку за границу и закупать комплектующие во Франции, за что Прага тут же раскритиковала Париж. Новым явлением в Европе стал финансовый протекционизм. В ходе нынешнего кризиса он проявился в том, что банки, базирующиеся в Западной Европе, стали выводить средства из стран Восточной Европы. От таких мер, в частности, пострадали Латвия и Сербия. Причины и мотивы протекционизма на национальном уровне можно понять. Население большинства стран мира ждет от своих правительств быстрых и эффективных мер по выходу из кризиса. На самом деле таковых не существует, но об этом догадываются немногие. Массовому же избирателю необходимо продемонстрировать решительность в защите национальных интересов. Оградить свой рынок от иностранных товаров – один из простейших и ярких шагов в этом плане. Однако возведение торговых барьеров лишь создает видимость борьбы с кризисом, хотя способно дать временный эффект на национальном уровне. Но на глобальном – это верный способ продлить рецессию в мировой экономике. Тому есть яркие исторические примеры. Около 80 лет назад США, на основе специально принятого Акта Смута-Хоули, подняли ставки пошлин примерно на 20 тысяч импортируемых товаров, что затронуло главным образом Европу. Ответная реакция не заставила себя ждать: европейцы дали симметричный ответ. Результатом для США стало примерно одинаковое обрушение как импорта, так и экспорта, что не могло не привести к масштабной потере рабочих мест. Резкое падение торгового оборота между США и Европой окончательно ввергло мировую экономику в Великую депрессию. А спустя некоторое время торговые распри стали одной из причин Второй мировой войны. Ситуация в сегодняшнем глобализованном мире сложнее и драматичнее довоенной. Подсчитано, что в США с экспортом связано около 10 млн рабочих мест, во Франции – примерно 6,5 млн, а в Китае – до 100 млн. Интересна еще одна недавняя оценка ВТО последствий протекционизма в условиях нынешнего кризиса. Если предположить, что США закроют от конкурентов из Японии, Кореи, ЕС и Китая свой рынок легковых автомобилей, оцениваемый в $80 млрд, то с большой вероятностью названные страны возведут барьеры перед американскими гражданскими самолетами, подъемно-транспортным оборудованием и химическими товарами, общая стоимость которых составит уже около $120 млрд в год. Кто же окажется в выигрыше? Вопрос, как говорится, риторический. Справедливости ради следует уточнить, что принятые государствами-членами ВТО после начала нынешнего кризиса протекционистские меры до сих пор не выходили за рамки допустимых по условиям их членства в этой организации уровней защиты. Это дало основание называть такие меры «мерами малой интенсивности» (low intensity measures). Согласно исследованиям ВТО, в случае, если государства решатся повысить ставки импортных тарифов до максимального уровня, допустимого согласно условиям их членства в ВТО, это будет равносильно удвоению в среднем тарифных барьеров по всему миру, в результате чего мировое благосостояние снизится на $350 млрд. И наоборот, в случае снижения тарифной защиты при успешном завершении переговоров Дохийского раунда, суммарный доход участников мировой торговли возрастет на $150 млрд. Именно поэтому в докладе ВТО-ОЭСР-ЮНКТАД подчеркивается, что лидерам G20 следует приложить максимум усилий для скорейшего завершения переговоров Дохийского раунда. Большинство государств «двадцатки», сказано в докладе, продолжают держать под контролем давление со стороны внутреннего протекционистского лобби. Надо сказать, это особенно актуально для России, где случившаяся в июне 2009 г. внезапная приостановка процесса присоединения к ВТО была воспринята местными лоббистами как сигнал к действию, что и привело к явно излишним ограничениям в торговле, о чем в конце года говорил российский президент. Отмеченное снижение протекционизма в мире и оживление торговли, безусловно, хорошие новости. И все-таки для долгосрочного оптимизма этого пока недостаточно. Большинство введенных в странах антикризисных мер финансового и фискального характера пока остаются в действии. Они так или иначе могут способствовать усилению внутреннего спроса, а следовательно создавать препятствия для международной торговли и инвестиций. Поэтому риск протекционизма, говорится в докладе, будет оставаться весьма серьезным до тех пор, пока восстановление мировой экономики не станет устойчивым, пока не начнет расти деловая активность и увеличиваться занятость. Отраженные в докладе ВТО-ОЭСР-ЮНКТАД позитивные сдвиги можно записать в актив G20. В 2010 г. предстоят следующие две встречи «двадцатки» на высшем уровне, которые по-прежнему будут главным образом посвящены мировому кризису. Настал ли момент начала выхода из антикризисных стратегий правительств или делать это еще рано? Согласованность действий G20 по этому и другим ключевым вопросам во многом определит успех или неуспех в преодолении тяжелейшего за всю послевоенную историю экономического кризиса.