Эта статья была опубликована в новом номере мобильного журнала Slon Magazine — «Легко найти, невозможно вернуть. Как кредиторы извлекают свои деньги из разорившихся банков».

Все номера нашего журнала можно загрузить бесплатно в AppStore

С понедельника, 20 октября, в США начал работать платежный сервис Apple Pay. На фоне презентации новых айпэдов эта новость несколько затерялась, хотя с рыночной точки зрения события несопоставимы: не просто очередной апгрейд гаджетов, а попытка кардинально изменить потребительские практики.

Напомню, что Apple Pay – это инструмент для мобильных платежей при помощи Touch ID на iPhone 6 и iPhone 6 Plus. Банковский счет привязывается к iPhone, после чего пользователь может оплачивать покупки фактически одним касанием: нужно просто поднести смартфон к бесконтактному считывателю, одновременно удерживая палец на Touch ID. Подготовлен проект основательно: к моменту запуска сервис уже поддерживают десятки американских сетей, в том числе McDonald’s, Nike, Subway и Disney Store, налажено взаимодействие с American Express, MasterCard и Visa, подписаны соглашения более чем с пятьюстами банками. Это уже большая система, пусть и американского масштаба, рабочая махина, которая, казалось бы, не сможет свернуть с намеченного пути.

Или, наоборот, тем громче она будет падать. Возможно, отсутствие ажиотажа вокруг платежного сервиса – предупреждающий сигнал, который пользователи интуитивно посылают разработчикам и идеологам новинки.

У Apple Pay есть большие шансы стать одним из самых дорогих и амбициозных провалов великой компании за долгие годы.

Превосходная технология может стать заложницей собственной элитарности и сложившегося мира конкурирующих экосистем.

Эксперты Deloitte и Juniper Research, ссылаясь на исследования экономистов из Чикагского университета, убедительно показывают на разных примерах, как любые системы, связанные с обеспечением финансовых потоков, зависят от масштаба и темпов их экспансии.

Проще говоря, в глобальном мире финансовая технология способна развиваться и окупать себя только в глобальных же масштабах.