Элдар Разроев, бывший коммерческий директор московского «Мегафона» и президент «Евросети», возглавил МТТ в ноябре прошлого года. Для альтернативного оператора уже тогда настали трудные времена: сотовые операторы получили собственные лицензии на магистральную связь, и бизнес МТТ серьезно сократился.
Разроев рассказал Slon.ru о своих проектах, которые помогут возродить компанию. По его словам, МТТ сумеет стать оператором авиационного роуминга в трех крупнейших российских авиакомпаниях, а летом выйдет на российский сотовый рынок в качестве виртуального оператора. Попутно Разроев намекает, как он решит проблему отсутствия номерной емкости и почему ему не понадобится «разрешение «большой тройки»».
– Элдар, очень модная тема – роуминг в авиаперелетах. Я правильно понимаю, что МТТ будет обслуживать «Сибирь» и «Трансаэро», а «Аэрофлот» уйдет к «большой тройке»?
S
Airlines
– Сколько можно на этом рынке заработать?
– Той экономики, к которой сотовики привыкли, там нет. Этот бизнес становится эффективен, когда «на одной руке» не меньше 200 бортов. Срок окупаемости – 5 лет. Сейчас, раз мы уже договорились с двумя ключевыми авиакомпаниями и войдем в третью, и кроме того еще с несколькими продолжаем обсуждать эту тему, происходит некая консолидация этого бизнеса. Это дает уверенность в рентабельности проекта. А обслуживание одного отдельно взятого перевозчика финансово неэффективно.
Конечно, «большая тройка» может позволить себе любые идеи, например, закопать деньги или разбросать их веером с самолета. Но если говорить об экономической плоскости принятия решений, то нужно говорить именно о 200 бортах и вложениях, которые отобьются через пятилетку. Именно в этой плоскости находится наш проект.
И, разумеется, сам сотовый оператор, получив позицию на борту авиакомпании, захочет обозначить какие-то преимущества для своих абонентов, что опять же негативно скажется на лояльности клиентов авиаперевозчика. Учитывая нашу нейтральность и отсутствие собственных сотовых абонентов, мы имеем все шансы сделать этот проект успешным.
Во всем мире этот путь уже пройден: нигде наземный оператор не является оператором связи на борту, это общая практика. Конечно, если очень хочется, то можно. Административные и финансовые ресурсы у «большой тройки» огромные, и они могут пролоббировать это решение. Но тогда им придется между собой определиться, кто из них самый главный.
Airbus
Boeing
MVNO
MVNO
MVNO
MVNO
MVNO
MVNO
Проект показывал рост в 2
3 раза в месяц, а когда я ушел, и все, кто в нем был занят, тоже постепенно покинули компанию, рост практически прекратился. Но хоть он и не развивается сейчас, осталась абонентская база, и их хоть напалмом жги, они все равно там сидят.
– Тем не менее, «Евросеть» использовала чужую номерную емкость, принадлежащую оператору СМАРТС?
MNC
MVNO
GSM
Переговоры о хостинге с «большой тройки» на протяжении ряда лет ведут многие компании, но пока без особых успехов. Удивительно, что при такой ситуации наш регулятор решил, что в России есть условия для развития MVNO.
– И MVNO как не было, так и нет. Чего не хватает «большой тройке»?
– Как в мультике: «Деньги у нас есть, соображения у нас не хватает». Это вопрос даже не технический, а философский. Если посмотреть на межличностные отношения в старейших европейских странах, то видно, что там доминирует позиция «win-win»: они пытаются найти баланс интересов. У нас ситуация иная, кто-нибудь всегда пытается влезть другому на загривок.
И когда ты приходишь к оператору с предложением сделать MVNO, он сразу начинает искать подвох, где ты хочешь его надуть, ограбить, попаразитировать на нем. А если произносишь слова «в интересах рынка» и, особенно, «в интересах абонента», у собеседника что-то вдруг происходит в глазах, как будто ты на японском говоришь. Какой еще абонент, кого он интересует?
MVNO
Будет. Но оно будет, когда мы перестанем спрашивать разрешения на хостинг у «большой тройки». Есть у нас техническое решение, очень непростое, такое, в котором главное
не ошибиться.
– И когда же?
– По ощущениям, этим летом.
– МТТ потеряла магистральный трафик, основной источник дохода. Авиационный роуминг и MVNO смогут возместить эту потерю?
– А у нас нет какого-то одного проекта, который возместит эту потерю. Перед нами стоит задача несколько шире, чем найти эту серебряную пулю.
Нужно иначе сориентировать компанию вообще. МТТ создавался как транзитный оператор, который был изначально встроен в генеральную схему сотовой связи. Понятная работа: сиди ровно, никому не мешай, и тебе мешать не будут. Потом произошел передел на рынке, сотовые операторы получили самостоятельные транзитные лицензии. После этого транзитный трафик от МТТ ушел.
Ушел не полностью, но все равно нам надо найти другие сегменты, прежде всего, на массовом рынке, доходы от которых возместят потери. Здесь у МТТ есть хороший задел, лицензии на междугородную и международную связь, например. Услуги мы оказываем, у нас 1,5 млн абонентов. В России, если мне не изменяет память, примерно 35 млн телефонизированных домохозяйств. То есть, наша доля незначительная, но среди альтернативных операторов она одна из самых больших.
Ситуация на рынке дальней связи напоминает мне известную присказку: «У меня есть право?» – «Да», – «Значит, я могу?» – «Нет, не можете». Собственно, как был рынок монополизирован, так и остается. И это не потому, что альтернативные операторы работают плохо, а потому что «бывший» монополист исповедует принцип «что охраняешь, то и имеешь».
Во всем мире сложилось понимание, что конкуренция – это благо и для участников рынка, и для потребителей, а у нас по-прежнему конкуренция – это война. Так что сегодня компании МРК строго сориентированы на «Ростелеком», и даже если это ущемляет интересы потребителя, это никого не волнует.
Но мы довольно агрессивно действуем. Можно ходить, просить, договариваться, а можно банально судиться, например. Мы уже задали свои вопросы ФАС, министерству. От министерства получили в ответ невнятицу. ФАС пока молчит.
hot
choice
Для меня ответ очевиден, но мне хотелось бы узнать позицию ФАС в этой связи.