Президент Института экономического анализа, бывший советник президента Путина Андрей Илларионов прочитал на Фестивале Свободы, прошедшем в Центре Сахарова, лекцию «Российское общество и свобода». Slon публикует выдержки из этой лекции.

С точки зрения права существует несколько видов неотъемлемых свобод, которыми обладает любой человек. Важнейшие из них – это свобода от насилия, свобода передвижения, свобода личных отношений, право на экономическую и политическую деятельность.

Посмотрим, какое воплощение эта теория получила в России. История нашей страны – это постоянная эволюция различных видов свобод. Нулевой отметкой на шкале свободы были тридцатые годы XX столетия. Во время Второй мировой появились некоторые экономические права: людям давали земельные участки, чтобы они не умерли голодной смертью. Во время «оттепели» правительство наконец упразднило последнюю форму рабства: подарило колхозникам элементарные гражданские права, выдав паспорта.

Реформы Горбачева стали шагом к свободе индивидуальной: упразднилась выездная виза, появилась свобода передвижения. Настали девяностые – особая эпоха российской истории. Долгожданная либерализация цен дала противоречивые, но все-таки положительные результаты. Эту заслугу ошибочно приписывают совсем не тому герою. Утверждают, что либерализацию подготовил Гайдар. На самом деле, Россия должна быть благодарна за это Ельцину. Да, Егор Тимурович планировал «отпустить» цены, но поэтапно. Ельцин же настоял на полной и срочной либерализации, чем фактически спас страну. Следующий, шаг правительства – указ о разрешении свободной торговли. Благодаря ему Россия узнала, кто такие челноки и почем сигареты в уличных ларьках. Это совсем не эстетизировало лицо страны, но помогло выжить тысячам бывших советских граждан.

События развивались с невероятной быстротой. Спешная приватизация, появление олигархов, гражданская война 1993-го. Свергнут Съезд народных депутатов. Это время краха политической демократии. Съезд был единственным по-настоящему народным органом власти. Те, кого именовали демократами – Сахаров, Старовойтова, – в то время не участвовали в управлении страной. Большое заблуждение, что правительство 1991-го года демократическое. Гайдар не имел отношения к демократическому движению. Говорят, что с приходом Путина в нашем правительстве появилось много людей из спецслужб. Это действительно так, но в начале девяностых их было гораздо больше. Именно эти люди управляли страной.

Россия при Путине перестает быть даже частично свободной, в 2005-м мы опускаемся на самое дно. Уровень политической свободы России «догоняет» показатели некоторых арабских стран, мы приблизились в этом смысле к Зимбабве. Сегодня в России царит жесткий авторитарный режим. Ельцин и Гайдар тоже ограничивали нашу свободу, но эти меры были необходимы. Политику того времени можно охарактеризовать как мягкий авторитаризм, который можно свергнуть бархатными методами, как в Чехословакии, например. Ситуация в Ливии во многом напоминает нынешний российский режим. А для свержения Каддафи потребовалось больше 50 000 человеческих жертв. У таких правителей всегда есть запасной вариант – применение насилия против собственного народа. Это доказывают и слова Гайдара из недавно рассекреченных документов о том, что власть должна иметь полк, всегда готовый стрелять в людей.

Сейчас в России президентские и парламентские выборы фальсифицируются, неугодные власти кандидаты оказываются вне списков, за решеткой или на том свете. Митинги стараются превратить в сборище неадекватных, жаждущих крови людей – создаются специальные группы провокаторов, которые засылаются в ряды оппозиционеров. Правительство Путина до сих пор поддерживает одну из форм индивидуальной несвободы – воинскую повинность. Сегодня у руля страны сила, цель которой – уничтожить институт права в России.

Все традиционные методы борьбы с произволом власти уже не работают. Нужно создать новый парламент, который будет представлять реальные интересы граждан. Точнее, такой орган уже существует – Национальная Ассамблея. Это созданное самим обществом протоправительство, призванное изменить положение свободы в России. Это уникальный случай в истории нашей страны: впервые такого рода организация создана самим обществом. Национальную Ассамблею можно считать первым шагом к воссозданию свободы и права в России. Да, по существующим законам этот орган нелегитимен: депутаты первого созыва Ассамблеи не выбирались. Но по-другому и не бывает: сначала возникает идея, и только потом она оформляется в реально работающий механизм. Второй созыв Национальной Ассамблеи будет избран всем российским обществом.

Правительство должно смириться с тем, что единственный источник права – это согласие народа с его действиями. Новый протопарламент намерен бороться с чуровщиной: для проведения честных выборов депутаты Ассамблеи уже ратифицировали несколько документов, охраняющих права граждан. Главные принципы работы нового правительства отражены в Хартии и Декларации Национальной Ассамблеи, которые подписаны каждым депутатом лично. Согласившись с текстом документов, члены Ассамблеи обязуются уважать все политические взгляды, существующие в российском обществе, избегать какого бы то ни было мошенничества в ходе проведения выборов и не применять насилия, ни физического, ни морального, по отношению к гражданам страны.

Нынешняя власть нелегальна. Чтобы сделать ее легитимной, нужно создать новый орган, а не реформировать старые – на бандитов воздействовать невозможно. Но необходимо следить, чтобы в будущем новом правительстве охранялись интересы всех групп населения. Ведь если на смену самой отвратительной власти придет правительство, не уважающее право, оно будет еще более отвратительным.