Австралиец Крис Босс – один из главных новаторов современной архитектуры – прочел в Центре дизайна ARTPLAY лекцию об архитектуре будущего, представив собственные проекты в Европе и Азии. Slon публикует сокращенную версию этой лекции.

Многие сейчас задумываются о будущем – посмотрите, сколько фильмов об этом снимают. Но в фильмах о будущем обычно присутствует какая-нибудь темная угрожающая сила; там есть сценарий негативного и весьма трагичного развития. Мы же хотим представить образ прекрасного, свободного будущего.

Берем пример с Великого Барьерного рифа

На нас сильно влияют сложные отношения между людьми, природой и технологиями. Мы хотим объединить природу и технологии – мы придумываем какую-то гибридную форму их сотрудничества, соединения.

Стремясь к устойчивости здания, важно разобраться в естественных устойчивостях – тех, которые демонстрирует нам природа. Мы должны совместить эти естественные принципы с нашими технологиями. Когда я учился в университете Штутгарта, у нас преподавал профессор, который проводил эксперименты с легковесными структурами. Он находил их в природе: исследовал мембраны, паутины, мыльные пузыри. В результате родился проект Мюнхенского олимпийского стадиона 1972 года. Образы и формы природы можно и нужно переносить в архитектуру.

Посмотрите на структуры, которые есть в природе. Это удивительно эффективные способы организации, которые могут быть перенесены в архитектуру. Посмотрите на поведение рыбных косяков: тысячи рыб движутся одновременно и гармонично, причем группа, кажется, делает это мудрее, чем одна рыба. Есть Великий Барьерный риф, это уникальный целостный живой организм – такие явления мы рассматриваем в качестве метафоры для города. Перед нами пример того, как самые разные создания могут взаимодействовать – в конечном итоге это прекрасная метафора гармонии. Когда вы смотрите на подводные съемки, вы поражаетесь сочетанию цветов, форм, моделей – это совершенно фантастический источник вдохновения!

Пенимся

В 2003 году мы выиграли конкурс по разработке проекта водного центра для Олимпийских игр в Пекине.

Мы постарались реализовать идею переноса естественных очертаний – а именно, очертаний пены. Посмотрите на геометрию пены под микроскопом, и вы увидите, что в ней очень сильна симметрия повторения, хотя это совсем не очевидно при поверхностном взгляде. Вдобавок мыльные пузыри обычно слепляются в общие кластеры под определенным углом. Он неслучаен, и если повторять в трехмерном изображении эту систему сцепления пузырей, получится модель, которую легко перенести в архитектуру. Правда, это похоже на что-то, что вы уже видели? Нет ощущения, что мы сами создали образ – скорее мы воссоздали то, что уже есть в природе.


22 тысячи стальных элементов, 30 метров в высоту. Конструкция объемна и легка по весу. Основной элемент – пластиковый пакет, который надувается и становится подобен подушке. Эти пластиковые пакеты размером от 4 до 8 метров не нуждаются ни в каких дополнительных субструктурах. Поддерживаются они воздухом. В этом проекте нет ничего ненужного – и ни один из элементов нельзя удалить, не разрушив здания.

Здание стало настоящим символом Олимпийских игр и моментально приобрело огромную популярность. На церемонии открытия игр каждый пузырь фасада был освещен и постоянно менялся свой цвет. В 2004 году мы выиграли на Венецианской биеннале «Золотого льва» за лучшую атмосферу. Жюри понравилось, как устроен свет в здании – он создает иллюзию, что здание нематериально, легковесно и изящно.

Здание стало настолько популярным, что по его мотивам стали делать сувениры, ювелирные украшения, мобильные телефоны. Я видел керамику и плитку для ванной с формами очертаний здания. Но самое интересное началось позже. Мы обнаружили, что наше здание полностью копируют и превращают, например, в казино. Сначала мы просто зверели, увидев очередную копию. До этого мы даже не представляли себе, что можно вот так украсть целое здание. Но потом мы вспомнили Лас-Вегас и решили, что эти копии – скорее комплимент, нежели повод для расстройства.

После Олимпийских игр это здание превратилось в место для досуга. Где-то за 8 долларов можно купить билет и плавать на здоровье.

Светимся

Мы хотим предложить идеи новых систем, нового освещения, новых коммуникаций, которые будут отвечать потребностям современного человека. Например, хочется создать номер в отеле, который похож на космическую кабину, позволяющую вам переместиться в трехмерном пространстве в любую галактику.


Создание дома будущего, понятно, тема очень сомнительная. Но мы работаем над этим – мы делаем пробный павильон, который будет находиться на крыше торгового центра. Мы попытались соединить технологии внутри нашего домика и природу за пределами его стен, придумать некоторый симбиоз.

Мы придумали, что все технологии и приемы, искусственные артерии, на которых зиждется эта система, будут видны только ночью. Днем мы видим такой Эдем – утопическое фантазийное пространство на крыше домов. А ночью крыши начинают оживать, мерцать – кажется, будто они общаются между собой. Кроме того наш проект предполагает большую самодостаточность: дом сам вырабатывает энергию, вторично использует воду и так далее.

Принаряжаемся

Возможно, в будущем небоскребы уже не будут коробками, возвышающимися над нашими головами. Скорее они будут похожи на грибы или деревья. Это будут структуры, которые вырастают из ландшафта, из природной среды и меняют облик нашего города, делая его более естественным, более живым и более человечным.

В Сиднее есть кошмарное высотное здание, которое давно хотят снести. Но мы думает о том, нет ли альтернативы такому сносу. Нельзя ли как-то актуализировать это здание, не разрушая его целиком?

Мы придумали обернуть это здание дополнительными материалами, создать ему новую оболочку. Мы растянем легкую материю по фасаду здания. Это позволит, во-первых, полностью изменить внешний вид здания, а во-вторых, создать дополнительные воздушные потоки внутри этой оболочки, что в конечном счете увеличит потоки света и воздуха. Мы как бы переоденем этого монстра.

Взлетаем

Мы хотим делать больше и развиваться эффективнее с как можно более экономичным бюджетом. Мы работаем с идеей минимальных поверхностей. Это эксперимент, основанный на наблюдениях за мыльными пузырями. Пузыри демонстрируют нам поверхность из ничего. Мы хотим воссоздать эту поверхность, требующую минимального количества материала и затрат.

Звучит сложновато, но идея чрезвычайна проста. Эти поверхности делаются из мембран – это не бетон, не железо, не древесина, это практически ткань одежды.

Например, по этому принципу создана «зеленая пустота» в доме наших клиентов в Сиднее. Структура находится в атриуме: мы определили только пять точек соединения, остальные характеристики объекта за нас рассчитал компьютер. Это удивительная инсталляция, она производит сильное впечатление, и она полностью изменила и трансформировала пространство, определила его совершенно по-новому.

Конструируем счастье

Инновации всегда приходят волнами. И каждая волна приносит творения, которые меняют мир, – паровую машину, железную дорогу и так далее. Сейчас мы подошли к эпохе, когда единственное, чего вы не можете себе купить, – это здоровье и счастье.

Проект экологического города Масдар инициировало правительство Абу-Даби. В мире живут сейчас 7 миллиардов человек сейчас, из них большинство в городах. Как расселить всю эту огромную массу людей так, чтобы им было комфортно?

Масдар – город, в котором нет автомобилей. Он существует благодаря возобновляемой энергии, гидро-, ветряной и солнечной. Он живет в согласии с природой. Сейчас он возводится, и это поразительное зрелище; наша стройка не похожа на стройку в привычном понимании – она скорее похожа на деятельность активной научной лаборатории.

Полную видеозапись лекции с более подробным рассказом об этих и других проектах Криса Босса (о марсианском посольстве и городе льда, например) можно посмотреть здесь