Доктор исторических наук, директор Центра образования и культуры «Гринт», председатель Совета директоров русско-американского культурного центра «Наследие» Александр Ручкин прочитал в Высшей школе социальных и экономических наук лекцию «Русские в США», посвященную истории русской эмиграции в Соединенные Штаты. Slon публикует несколько фрагментов этой лекции.

Русская Америка для историков – понятие совершенно конкретное. Это территория североамериканского континента, которая попала в сферу влияния Российской империи в середине XVIII века. Корабли российских мореплавателей достигли американских берегов, и началось их освоение. Это освоение было связано с деятельностью Российско-Американской компании – полугосударственной колониальной торговой компании, которая была создана по указу Павла I и продолжала существовать около двухсот лет. Несмотря на, казалось бы, перспективность проекта, коммерчески привлекательным он так и не стал. На протяжении полутора столетий шла борьба за выживание, попытка использовать каким-то образом эту территорию в условиях по меньшей мере враждебного окружения. Романтическая история, которую мы знаем по рок-опере «Юнона и Авось», лишь отчасти соответствует действительности. В 1812 году был основан Форт-Росс. Это было движение на юг, в Калифорнию. Форт попытался стать южным форпостом, но продолжалось это относительно недолго, и в 1841 году он был продан. Российско-Американская компания постепенно сворачивала свою деятельность, империя не была уверена, что нам удастся удержать американские владения: чтобы не оказаться в состоянии войны, решено было их продать. В 1867 году мы остались без Аляски. Таким образом история настоящей Русской Америки заканчивается именно в 1867 году. История русской эмиграции начинается на рубеже XIX–XX веков. Русские мигранты не были первыми, кто поехал в Америку, мы принадлежали к числу так называемой «новой миграции». «Новая миграция» – это прежде всего мигранты из Восточной и Южной Европы. Это явление начала XX века. Что бы мы ни говорили, в то время Россия и Америка имели очень смутное представление друг о друге: русский язык изучался в Америке только в Гарварде, и только в Чикагском университете читался курс о русской истории. Есть точка зрения, согласно которой Российская империя каким-то образом способствовала оттоку населения со своих восточных окраин, однако дипломатическая переписка показывает обратное: это явление считалось вредным, опасным, ему чинили всяческие препятствия. Тем не менее население стремительно уезжало. Пик пришелся на 1913 год – потом в Европе начинается война, границы перекрываются, движение русских мигрантов прекращается. К началу XX века 2,9 млн мигрантов, прибывших в США, имели корни на территории Российской империи. Именно в это время русский язык начинает входить в десятку самых популярных языков в Штатах; становится пятым по степени распространенности в Нью-Йорке; русские обживают нижнюю часть Манхэттена. Многие уезжали надолго, уезжали навсегда, но некоторые уезжали только на время. Поэтому не все учили английский, бытовало мнение, что если вам не хватает русского языка на Манхэттене, выучите идиш – и все будет нормально. Иммигранты из России составляли тогда 25% от общего числа иммигрантов на Манхэттене. В начале XX столетия от иммигрантов требовалось только одно: труд, труд и еще раз труд. Условия пребывания были ужасными, зарплаты низкими, но с нашими зарплатами в крестьянских хозяйствах все же не шли в сравнение. Русскими не интересовались, никто особо не выделял их из общей массы иммигрантов. Их характеризовали как терпеливых и упорных, готовых долгое время работать за минимальные деньги, религиозных, но скептически настроенных к церкви, сочувствующих окружающим и всегда готовых помочь. Если один из русских погибал – на шахте, например, другие оказывали его семье помощь. Однако без присмотра русские иммигранты не остались. Как мы знаем, по международным договорам Русская православная церковь сохранила в США свои позиции. После продажи Аляски центром русского православия становится Сан-Франциско. Кроме того, так как мигранты из России прибывали и на Восточное побережье, приходы формировались и там. В Нью-Йорке появилась необходимость создания большого храма. Маленькая церковь, рассчитанная на посольских работников, уже не вмещала в себя массы русских мигрантов. Было принято решение построить Свято-Николаевский собор. В системе московской патриархии была сформирована Русская православная греко-католическая церковь (пусть вас не смущает название «католическая» – слово использовалось в значении «соборная») Северной Америки. Она вела активную деятельность. Почему Русская православная церковь была сильна в Америке в то время? Дело в огромном количестве иммигрировавшего восточнославянского населения, которое привлекалось приходами. К концу первого миграционного периода количество прихожан составляло около 100 тысяч. Максимальная оценка русского православного населения в Америке достигает 600 000 человек. Оценки колеблются в районе 300 000 человек. Какие формы работы церковь использовала, чтобы оставаться востребованной у населения? В начале века у рабочих практически не было прав, отсутствовали социальные страховки, не было никакой социальной поддержки со стороны государства. Общества взаимопомощи, рабочие кассы были крайне популярным явлением среди мигрантов самых разных слоев. Зачем их создавала РПЦ? Причина была политической: прежде всего – чтобы противостоять униатскому влиянию. В это время униатская церковь, как и все религиозные учреждения, активно работала с прибывающим населением, с иммигрантами, оторванными от семьи, от деревни, от родного прихода. Таким образом, Русская православная церковь активно включилась в этот проект. Его результатом стало создание Русского православного общества взаимопомощи. Сегодня это одно из основных сообществ русской эмиграции, обладающее значительными денежными средствами. В среде русской эмиграции возникали и газеты. У всех них была, в общем, одна проблема – слабая экономическая база, следовательно ограниченный тираж, следовательно очень узкий круг подписчиков – и довольно быстро новые газеты закрывались. Удачные примеры – скорее исключение из общего правила. Первая газета была основана в 1867 году, после продажи Аляски, ее задачей было приучить русское население Аляски к нормам американского общежития. Газета издавалась на русском и английском языках, а главный издатель прошел стажировку в лондонской типографии Герцена, соответственно, информация в этой газете не совсем отвечала задачам монархического правительства России и противоречила дипломатическим стандартам. Очень скоро газета была закрыта. Другой пример – еженедельная газета «Свет», издаваемая огромным по тем временам тиражом (10 000 экземпляров) и распространяемая бесплатно. Это было общее русское колониальное издание Русского православного общества – по сути, РПЦ. Интересный факт – главный редактор этой газеты получил от Николая II часы за успехи издания. Другой пример – газета «Русское слово», которая издавалась более ста лет. Газета начала выходить раньше «Правды» и выпускалась уже после закрытия главной советской газеты. Издание было основано на частные деньги и очень стремительно развивалось вплоть до начала войны – во время войны газета чуть не погибла и стала терять подписчиков. Тогда среди эмигрантов начинали приобретать популярность левые и анархические течения – быть консервативным стало немодно. Эмигранты читали рабочую прессу и думали о революции. Тем не менее в 1920 году газета изменилась, приобрела антибольшевистскую направленность и в таком виде существовала достаточно долго. В начале XX столетия в США действовали представители всех российских политических партий, особенно левых, радикальных. В США работали Бухарин, Коллонтай, некоторое время в Америке жил и Троцкий. Интересно, что после Февральской революции эмигранты начали возвращаться обратно на родину. Сначала политические, а потом и обычные – хотели успеть на раздел земли. Изначально власти США были вполне лояльны к радикалам, но когда на улицах американских городов начали взрываться бомбы, стартовала «охота на ведьм». Ее результатом стал арест более чем 10 000 человек, значительная часть которых выходцы из бывшей Российской империи. Со временем образ «русского большевика» прочно вошел в американское сознание, и иммигранты начали менять фамилии и скрывать свое происхождение. Единственным оплотом русской эмиграции оставалась Православная церковь. Примерно в это же время началась новая волна иммиграции – иммиграция постреволюционная. В Америку отступали в том числе остатки Белой армии из Китая. В численном значении новая волна не играла большой роли. От двадцатых годов до начала Второй мировой войны в Америку приехало около 60 тысяч русских. После революции в США прибывали в основном дворяне, представители интеллигенции. Они сразу создали там Россию в миниатюре. Важная отличительная характеристика – правовой пуританизм. В Европе у русских не было шансов получить гражданство, в Америке же было легче. Но постреволюционные иммигранты сами не хотели менять свои паспорта до тех пор, пока существовала надежда «весеннего похода»: была идея собрать армию и двинуться на Москву, освободить ее от большевиков. Более того, некоторые эмигранты не получали гражданство вплоть до восьмидесятых годов. Тем не менее когда в 1933 году установились дипломатические отношения России и США, иммигрантам стало понятно, что ждать уже нечего, нужно приспосабливаться к новой жизни. К 1940 году примерно 90% наших эмигрантов уже имели на руках американские паспорта.