В московском Multimedia Art Museum в конце июня открылась выставка «С глазу на глаз», знакомящая посетителей с феноменом стереофотографии.
История жанра начинается в 30-х годах XIX века, когда в Лондонском королевском научном обществе английский физик Чарльз Уитстоун прочитал доклад о «физиологии зрения», а вскоре после этого появился стереоскоп, инструмент для оптического совмещения двух изображений.
Действие стереоскопа основано на принципе бинокулярного зрения. Все предельно просто: необходимо сделать снимки какой-либо сцены с двух разных точек, расстояние меду которыми составляет от 10 до 20 см, а затем наклеить обе фотографии на одну подложку, создав тем самым стереопару. С помощью стереоскопа достигается эффект трехмерности: снимки помещаются на определенном расстоянии от глаз зрителя таким образом, что правым и левым глазом человек видит разные изображения, мгновенно соединяющиеся в его восприятии.
Стереофотография стала широко популярной вскоре после начала серийного производства стереоскопов. Эта новомодная игрушка быстро стала популярной и, как следствие, оказалась делом коммерчески успешным. И хотя к началу XX века стереофотография уступила место новым типам изображения, факт ее распространения остается любопытным и по сей день. Множество приемов, используемых современными художниками, берут начало в стереофотографии, а популярные нынче 3D-технологии, безусловно, являются продолжением этого некогда нашумевшего феномена.
Куратор выставки Ольга Аннанурова специально для Slon выбрала и прокомментировала наиболее интересные стереоснимки.