Колмакова Ольга. Трактор колхозам
После временного затишья, когда несколько недель у нас рынка, по сути, не было из-за каникул и праздничных настроений, цены на зерно в России снова уверенно растут. По итогам недели СовЭкон-индекс (индикатор средних цен на европейской части России) на продовольственную пшеницу 4 класса составил 11 575 рублей за тонну. Рост ралли стартовал еще летом с уровня 6500, то есть прирост составил уже около 80%. В рублевом выражении абсолютный рекорд по ценам был побит еще осенью прошлого года, когда был превышен предыдущий максимум апреля 2008 года – 8950 руб./т. Однако, учитывая то, что более показательными являются цены в долларовом выражении, новый рекорд – 385 долл./т против 380 долларов в 2008 году – мы зафиксировали только что.
Основной драйвер роста – весьма напряженный баланс спроса и предложения зерна. С одной стороны, на фоне рекордного экспорта зерна в прошлом зерновом сезоне (июль/июнь) переходящие запасы на начало текущего заметно подсократились, и на это наложился весьма посредственный урожай 2012 года – 70 млн тонн (против 94 млн в 2011 году). С другой – это не помешало России вывозить зерно темпами, близкими к рекордным. За второе полугодие 2012 года мы экспортировали около 13 млн тонн, что является вторым показателем за всю историю.
Рост продолжится, ограничить его в отдаленной перспективе может ожидание нового урожая, а в более близкой – активизация продаж интервенционного фонда, обещанная чиновниками в феврале – марте, и оживление импорта, в том числе и из дальнего зарубежья.
Стимулировать активизацию импорта могут и действия властей, недавно Минсельхоз заявило о том, что рассматривает возможность отмены импортной пошлины на зерно. Это всего 5%, но при текущих высоких мировых ценах означает существенную экономию. Сегодня даже с пошлинами в некоторых регионах России, приближенных к портам, цены на российское и импортное зерно весьма близки. Вопрос еще не решенный, однако ожидаемый дальнейший рост цен может стимулировать процесс принятия решения, ведь есть важная заинтересованная сторона – наше животноводство. В некоторых секторах ситуация сложилась тяжелая – например, в свиноводстве взрывной рост цен на корма совпал с падением цен на свиней из-за сокращения пошлины в связи с присоединением к ВТО.
Бенефициаром нынешнего роста является наша растениеводческая индустрия, которой он помог компенсировать потери от низкого урожая, а также отчасти восполнить потери прошлых лет (2010–2011 годы тоже были неблагоприятны). Но, несмотря на это, рассчитывать на высокий урожай зерна в этому году становится все сложнее. Так что рост цен может и не принести того положительного результата для отрасли, какой мог бы быть при другом развитии ситуации. Можно лишь надеяться, что подобная предсказуемость действий властей в области регулирования экспорта (правительство в этом сезоне последовательно высказывалось против ограничений) сохранится, что положительно скажется на наших будущих урожаях, да и в целом на привлекательности отрасли для инвестиций.